Кажется, что киножанров не так уж и много. Тем не менее, в советском кинематографе существовали уникальные жанры, которые в российском кино не прижились. Возможно, изменилось время, а может быть, и социальный заказ.
Фильмы о рабочих людях. Это был один из самых массовых по количеству выпускаемых лент в СССР жанров кино. Картины прославляли простых людей труда, показывали их будни и праздники, горести и радости. Фильмы про сталеваров, шахтеров, монтажников-высотников, токарей, фрезеровщиков, даже работников типографии ("Месяц длинных дней") были, конечно, разного качества. Однако все они, от признанных шедевров вроде "Весны на Заречной улице", "Высоты" и "Большой семьи" до не самых удачных и откровенно проходных, выполняли большую социальную задачу - воспитывали у зрителей страны уважение к людям труда. Не к тем, кто любыми путями стремится получить как можно больше денег, да побыстрее, а к труженикам. Сейчас такие фильмы вовсе не выходят на экраны, а на многих заводах годами не могут найти специалистов узкого профиля - токарей, слесарей, расточников и т д. Идеалы у молодых людей совсем другие. Разве что профессии шоферов теперь иногда уделяют внимание в кино (сериал "Дальнобойщики").
Производственное кино. В чем-то перекликается с фильмами о рабочих людях, но здесь уклон больше делался в стороны актуальных проблем на различных производствах в СССР. И порой разговор этот велся весьма откровенно - к примеру. в фильме Сергея Микаэляна "Премия" затронуты темы тотального очковтирательства и разгильдяйства на всех уровнях в советском строительстве - от простых рабочих до руководителей главков. Отличные производственные ленты снимали на "Ленфильме", к примеру, Виктор Трегубович. Его "Старые стены", "Обратная связь", "Магистраль" отличались глубоким погружением в проблему и очень интересным ее освещением. Эти фильмы при более глубоком анализе уже звучали тревожными колокольчиками для власть предержащих – система демонстрировала все признаки нарастающего глубочайшего кризиса. Увы, своевременных мер принято не было. Данное кино исчезло сразу с распадом СССР. Тема стала не слишком актуальной в условиях тотального производственного коллапса, а затем и прихода новых хозяев жизни.
Деревенское кино. По-другому его можно назвать колхозным кино, поскольку чаще всего герои таких фильмов работали в колхозах. С ростом механизации сельского хозяйства численность сельских жителей в нашей стране неуклонно падала. Но это объективная реальность. По сегодняшним оценкам, России требуется для работы на селе не более 4-5 млн человек – остальные там просто не нужны. А когда-то землей жили до 80-90% жителей нашей страны. Советское кино пыталось освещать проблемы колхозной жизни, поднимаясь до кинематографических высот (к примеру, фильм Алексея Салтыкова "Председатель", ленты "Чужая родня", "Дело было в Пенькове" и т.д.) и отказываясь мириться с неизбежным. Урбанизация была реальностью для большинства развитых стран, ведь только в самых бедных государствах Африки и Азии сельское хозяйство является основой экономики. Фильмы Евгения Матвеева из серии "Любить по-русски" - последние попытки поддержать деревенскую тему в кино. В дальнейшем, конечно, тоже снимались ленты о жизни в деревне, но из разряда чисто развлекательных или чернушных.
Школьное кино. Советское школьное кино было одним из лучших в мире. Ленты Станислава Ростоцкого, Владимира Меньшова, Динары Асановой, Алексея Коренева отличались меньшей заштампованностью и гораздо большей внутренней свободой. Возможно, по той причине, что цензурировали их не так придирчиво, ведь считалось. что у них не очень большая и не слишком сознательная аудитория. Но для нескольких поколений людей эти фильмы стали культовыми, а в чем-то и ориентирами в жизни. Сегодня время от времени снимаются фильмы, в которых действуют школьники, но это не школьное кино - оно не воспитывает, не поднимает проблемы, не дает ориентиры и не отражает жизнь современного поколения. Мы видим либо откровенную чернуху ("Училка" Алексея Петрухина), либо чисто развлекательные ленты, рассчитанные на зрителей с наиболее невысокими интеллектуальными запросами.
Детское кино. Потеря советского детского кино - возможно, самая большая трагедия. Вот уже более 30 лет российские дети пребывают в цепких лапах Голливуда и его культуры, а также американских и японских видеоигр. Отечественные детские фильмы выходят редко и не сильно отличаются по стилистике и содержанию от американских - только сняты гораздо хуже. В СССР имелось абсолютно уникальное детское кино, задававшее юным зрителям идеалы добра, дружбы, любознательности, благородства, порядочности, и даже обязательная для детей приключенческая составляющая несла воспитательный заряд. Сегодня мы имеем дело уже со вторым поколением россиян, которое можно с горестью считать "потерянным". А выросших на советских детских фильмах и особенно мультфильмах людей всегда можно отличить от тех, кто рос чуть позднее.