- Сынок, мне кажется, ребенок совсем на тебя не похож, – осторожно сказала Анна сыну.
- Ну и что, мама, – пожал Максим плечами, – бывает по-разному, потом изменится.
Но сомнения насчет его отцовства женщину не отпускали, и она решила тайком сделать тест ДНК...
Анна работала медсестрой и растила сына одна. С мужем развелась, еще будучи беременной, – он сильно пил, и его пьянство измучило молодую женщину вконец. Сын, Максим, проблем не доставлял – рос здоровым и послушным, в школе учился хорошо, дома помогал. Коллеги, а она работала в одном из учреждений здравоохранения, в открытую говорили:
- Повезло тебе, Павловна. Ребенку достались твои гены.
Это было правдой – Максим, когда вырос, как и она, не брал в рот капли спиртного. После школы поступил в институт, успешно его окончил и по распределению попал на завод, в конструкторское бюро. Забегая наперед, скажу, что отработал там, на одном месте, двадцать семь лет.
- Что ты не женишься, сынок? – волновалась Анна.
Волнения были не напрасными. Подружки у Максима были еще со школы. И в гости приходили – квартира у них большая, трехкомнатная, иногда собирались целые компании. Во время учебы в институте с девушками встречался, но дальше встреч отношения почему-то не шли.
- Трудно найти хорошую девушку, – жаловалась Анна врачу, с которым работала в одном кабинете, – всем подавай богатых, с деньгами. А что взять с Максима?.. Вот ему и не везет.
- Не все одинаковые, просто, наверное, он не встретил своего человека, - успокаивала та.
Когда Максим стал встречаться с Татьяной, Анна не обрадовалась – о девушке ходили слухи, будто она гулящая. Пробовала насторожить сына, но тот только отмахивался:
- Все нормально, мама.
А однажды, придя домой с Таней, сообщил, что они решили пожениться. Анне очень хотелось сказать, что она возражает. Но каким-то чудом сдержалась, не стала настраивать сына против себя.
Отдала молодым самую большую комнату. Места хватало, с невесткой пересекались редко. Та старалась угодить свекрови. По крайней мере, когда Анна приходила с работы, ужин, приготовленный руками невестки, ждал всегда. Женщина даже думала, может, зря наговаривали на девушку – никуда не ходит, с работы сразу домой, возле мужа как ласковая кошечка.
Вскоре родилась девочка, но внучке Анна не обрадовалась. Сама медик, она прекрасно понимала, что забеременела невестка, как минимум, месяца за два до свадьбы. Малышка подрастала, а вместе с ней росло сомнение в душе бабушки – сходства с Максимом в ней в упор не видела.
- Мне кажется, ребенок совсем не похож на тебя, – осторожно сказала сыну, когда остались с ним наедине.
- Ну и что, мама, – отмахнулся тот, – бывает по-разному, потом изменится.
Но сомнения насчет его отцовства женщину не отпускали, и она решила тайком сделать тест ДНК. Результат подтвердил худшие предположения – ребенок, действительно, был не Максимов. Как сказать об этом сыну, не знала, понимая, что может сломать ему жизнь. Однако и промолчать не могла.
Максим несколько раз перечитал документ, не поднимая на мать глаз. Потом резко встал и выскочил из квартиры. Метнулась было за ним, но его и след простыл.
- Что-то случилось? – невестка вернулась с ребенком с прогулки. – Макс сейчас едва не сбил нас с ног, так летел.
Вместо ответа Анна, поджав губы, протянула ей результат теста. Молодая женщина побледнела и, пошатнувшись, едва не упала. Инстинктивно Анна выхватила у нее из рук ребенка.
- Как это понимать? – спросила, стараясь говорить спокойно. – Решила моего сына держать за дурачка?
- Нет, я сразу собиралась ему все рассказать, – заплакала молодая женщина, – и... боялась. Да, я забеременела от другого, но он, узнав о беременности, сбежал. А Макс, который оказывал мне знаки внимания, продолжал ухаживать. Он мне тоже нравился, и я решила оставить все, как есть. Когда предложил выйти за него замуж, согласилась. Остальное вы знаете.
...Максим не смог простить жену, и они развелись. Он очень страдал, замкнулся в себе. Возвращаясь с работы, закрывался в детской комнате – туда, где жили с женой, старался не заходить. Чем он питался, мать не могла понять – на все ее просьбы поесть отвечал отказом.
Она уже сто раз пожалела, что влезла в отношения сына с женой, и не одну ночь провела без сна. Поделилась своей болью с коллегой:
- Может, пусть бы Максим растил ребенка как своего? Ведь у них все было хорошо, пока я не влезла с этим тестом.
- Ну что теперь об этом? – развела та руками. – Попробуй их помирить.
- Да ты что?! Сын ни видеть меня не хочет, ни слушать. А к бывшей невестке я и сама не пойду.
- Тогда, как знаешь.
Спустя некоторое время Максима немного отпустило, стал с матерью разговаривать. К больной для него теме никогда не возвращались, но однажды у него вырвалось:
- Ты испортила мне жизнь, мама!
- Сынок, но я же хотела, как лучше, – взмолилась Анна.
- Ты сама знаешь, чем бывает вымощена дорога в ад...
Сыну уже стукнуло пятьдесят. Он ни с кем больше не встречался, работа – дом – в этом была вся его жизнь. Анна переживала, но ни с вопросами, ни с советами не лезла.
Как сын познакомился с Тамарой, не знает. Но однажды он привел женщину домой, и за вечерним чаем Анне рассказали, что та давно в разводе, вырастила двух дочерей, близнецов. Рассудительная, спокойная, она ей понравилась, и сын, видно, это почувствовал.
Буквально через месяц сказал, что подали заявление в ЗАГС, – решили отношения оформить официально. Анна про себя порадовалась – наконец-то!
В наследство Тамаре достался дом в одном из красивейших мест области. Решила его продать, и на объявление откликнулся россиянин. Он обещал приехать, чтобы на месте оценить будущую покупку.
Ждали покупателя, но Анна в то утро почему-то не находила себе места от волнения. Даже сказала Максиму:
- Может, в другой день поедете? Что-то мне тревожно.
- Успокойся, мама. Человек из такой дали едет, а мы, по-твоему, должны отменить поездку?..
Гостя встретили. Анна проводила всех в дорогу. А часа через три раздался звонок с мобильного Максима.
- Доехали? – не дождавшись, пока сын что-то скажет, спросила она.
- Ваш сын попал в аварию, – ответил незнакомый голос.
- Что с ним? – не сдержавшись, закричала Анна.
- Его увезли в больницу.
- А женщина? С ним была...
Ответа не было, телефон отключили.
Как потом выяснилось, водитель машины, в которой ехали Максим с Тамарой, столкнулся с микроавтобусом. Уставший, он потерял управление, и автомобиль вынесло на встречную полосу.
Тамара, которая сидела на заднем сиденье, погибла на месте – перелом шейного позвонка. Максима с тяжелыми травмами, среди которых были оскольчатый перелом четвертого позвонка и сотрясение мозга, доставили в ближайшую больницу. Водитель отделался ушибами – сработала подушка безопасности...
Восстанавливался Максим долгих полгода. Сначала лежал в больнице, потом ему прописали постельный режим дома. Получил третью группу инвалидности. Но самым страшным для Анны было то, что он полностью утратил интерес к жизни. Опять замкнулся в себе, проводя все время в ноутбуке.
Радость случилась только однажды. Осторожно, еще как будто боясь ходить, пришел к матери в комнату и сообщил:
- Я нашел работу, – увидев в ее глазах немой вопрос, добавил. – В Интернете, на удаленке, никуда ходить не надо.
- Слава Богу, – только и ответила ему.
Радовалась Анна не только из-за будущей зарплаты, хотя для них это было актуально – денег на лечение уходило много. А главное, работа должна была отвлечь сына от боли утраты. Если она, мать, страдала из-за смерти Тамары, то что было говорить о Максиме...
Как-то, зайдя к нему в комнату без предупреждения, увидела на мониторе большую фотографию улыбающейся Тамары. Максим быстро захлопнул ноутбук и, вытерев глаза, грубовато спросил:
- Что ты хотела?...
После трагедии Анна начала быстро сдавать. Сейчас почти не ходит - видимо, из-за пережитого стресса отказали ноги. Максим, еще сам неокрепший, один не справлялся, и к матери прикрепили социального работника. Но за порядком в доме он следит сам, и поесть приготовит. А недавно сказал:
- Наверное, мама, у меня неслучайно не получилось создать семью. Кто-то там, наверху, явно знал, что надо будет ухаживать за тобой.
- Детка моя, – вырвалось у Анны, – но я совсем не этого хотела для тебя.
Сын пожал плечами и, шаркая ногами, как старичок, ушел к себе в комнату...
***
- Если бы знать, что так все будет, – сказала мне Анна, – я вела бы себя совсем по-другому.
Если бы знать... Но – не дано.
Спасибо, что были со мной и моими героями.