Лера с удивлением обнаружила, что оказалась в помещении, построенном из брёвен. Она с удивлением стала всё рассматривать. В углу стояло круглое, высокое (в самый потолок) строение с маленькой железной дверцей. В комнате сидели около десяти учеников. Столы для учеников были странной формы. «Это парты!»- мелькнула мысль. По дальней стороне вдоль парты расположена как будто полочка. На ней были углубления. В круглом углублении стояла какая-то маленькая посудинка. Рядом, слева,ближе к краю, длинное углубление, в котором лежала палочка. Большая часть парты была под наклоном. Тетрадь удобно лежала перед глазами. "Как она не скатывается, как с горки ?" -не переставала удивляться девочка. Руки у всех учеников лежали сложенными друг на друга на краю парты. Ноги у всех неподвижно стояли на встроенной в парту внизу подставку для ног. «Удобно»,- подумала девочка. Мальчики одеты в совершенно одинаковые костюмы серого цвета. На девочках, как и на Лере, – коричневое платье, немного не подходившее ей по размеру. Поверх длинных рукавов – ещё один рукав с резиночками сверху и снизу, видимо, чтобы не сползали. «Нарукавники», - откуда-то знала девочка эту деталь одежды. Она знала, что нарукавники защищали рукава от пронашивания и продляли срок службы одежды. У некоторых девочек были фартуки. У некоторых были белые воротнички поверх обычных.
В полной тишине учитель произнёс: «Запишите домашнее задание». Дети взяли палочки, стали их опускать в круглые посудинки. Лера сначала растерялась, а потом оказалось, что она знает, что делать: на палочке есть железный наконечник. Она опустила его в чернильницу и поставила на бумагу, чтобы писать. Сию же минуту на бумаге оказалась лужица чернил. Лера растерялась, а соседка по парте (сидели по два-три человека) быстро схватила бумажку и промакнула кляксу. Бумажка-промакашка оказалась просто волшебная! Чернила впитались в неё и никуда не потекли. «Ты чего не столкнула о край чернильницы лишнее с пера?»- удивилась соседка. «Задумалась», - прошептала не отошедшая от шока девочка и поняла, почему у ней и других ребят пальцы были в чернилах.
Она поняла, что уже знает и буквы, и как писать. Осторожно набрав снова чернил, девочка попыталась вести пером по бумаге. Перо никуда не двигалось. Оно зацепилось своим острым концом. Лера пригляделась. На тоненьком острие пера оказалось два кончика. Вот это да! Теперь один выскочил вперёд, чтобы двигаться дальше, а второй прочно застрял. Девочка стала изменять наклон ручки. На стене висел плакат, на котором изображено, как правильно держать пальцами ручку и под каким наклоном. Палочка с пером подчинились. На страничке соседки были красивые буквы: когда она вела вверх - линия получалась тонкая, а когда вела сверху вниз, то слегка нажимала на палочку, и линия получалась толстенькая. "Как у ней красиво получается!"- отметила про себя девочка. " Писать ровно сначала не получалось, но потом девочка подумала: "Наверно и я так умею, а может быть и ещё красивее. Я должна успокоиться, расслабиться и сосредоточиться на письме." Посмотрев на свою работу, Лера осталась очень довольна, но все слова были как будто маленькие ручейки. Они были мокрые! "Если я сейчас закрою страницу, то разведу грязь на две страницы! Чистая страничка, на которой завтра буду писать тот час же замарается, да и ручейки-буквы размажутся!"- озадаченно разглядывала она свою работу.
"Ты чего сидишь? Сейчас урок закончится!"- удивилась одноклассница и аккуратно, чтобы не размазать, положила промокашку на свеже написанное.
Все написали и сразу промакнули написанные слова промокашкой. Мальчик справа всё время вертелся, торопился куда-то и был не так осторожен, поэтому, подняв свою промокашку со страницы, обнаружил, что размазал буквы по странице. Он вздохнул, а потом захлопнул тетрадь, толкнул её в свой ранец, не проверив, не смялась ли она, и сел смирно, сложив руку на руку на парте и устроив свои ноги на подставке так, будно они вросли, а не пинали только что скамейку сидящих за передней партой ребят.
Девочка с опаской приподняла свою промокашку и заглянула на страницу. Она с удовольствием отметила, что красивые буквы уже подсохли и совсем не размазались.
Тем временем, все аккуратно положили промокашку на свеже написанный текст, закрыли страницу. Все называли тетрадь "тетрадкой", будто хотели подчеркнуть заботливое отношение к этой вещи.
Все ребята взяли в руки какие-то сумки. Две стенки были из дерева. «Папа называл это «фанера»»,- вспомнила девочка. Крышка тоже была из дерева. Всё это было странным способом скреплено. Из сумки все достали деревянный пенал и положили в него деревянную ручку. Деревянная линейка тоже была отправлена на место. Тетрадку аккуратно положили в картонную папку для тетрадок и опустили между учебников, чтобы не помялась.
Раздался звук маленького колокольчика в коридоре. Учитель объявил об окончании уроков. Все столпились за печкой, где висела их верхняя одежда. Самые быстрые уже выскакивали из класса в коридор.
У Леры появилась возможность осмыслить происходящее. Это сон? Да! Наверно, это сон!
Девочка заметила, что ребятам, окружающим её, лет по 10-11. «Наверное, мне тоже десять лет»- подумала девочка,- не зря же я уже читать и писать умею».
"Классно! Мне этот сон нравится! Хотя читать я ещё в деском саду научилась, а вот писать деревянной ручкой с пером - вообще фантастика, как трудно!"- предалась она размышлениям.
"Но кто же я! Как меня зовут, и где я живу!" - забеспокоилась Лера.
Лера взглянула на окно с деревянными рамами. На стёклах были чудесные , даже фантастические узоры! Девочка в своей жизни таких не видела. У них окна вообще не застывали. В небольшие чистые от узоров островки девочке удалось выглянуть на улицу. Там была прекрасная зимняя картинка. Школу обступал старый лес. Кудрявые, все в инее деревья: сосны, елочки и лиственные деревья -всё было пушистое, покрытое инеем. Они сверкали разноцветными искрами на солнышке. Земля вокруг деревьев припорошена свежим снежком, который в лучах скромного зимнего солнышка тоже переливался всеми цветами радуги. Красиво!
Девочка оглянулась на шум. Группа мальчишек стояли одетые в дверях. Они смотрели на Леру и звали какую-то Томку. Они сказали, что хотят с ней поговорить и будут ждать на улице. Выходя из класса, кто-то из них ворчал, что надо показать ей, кто здесь главный. На стене у печки, где висела верхняя одежда, осталось одно единственное пальтишко." По-видимому, это моё, - размышляла девочка. -Интересно, зима на улице, а что же я на голову надену?" Рука в рукаве опёрлась во что-то мягкое. Там была шаль. Только Лера назвала её "платок". Оказалось, не так-то просто надеть платок на голову. Девочка запуталась в концах платка и про себя ворчела : "Ну, и кто же придумал такие длинные концы!"- в отчаянии думала, пытаясь одеться, девочка. Подскочила подруга, заждавшаяся её в коридоре, обмотнула длинный конец вокруг шеи и закрепила его под подбородком. Другой конец она расправила по груди, а третий - по спине, приговаривая: "Теплее будет".
Лере- Томе не понравилось, предложение мальчишек: «Почему здесь не разговаривали?». Что-то подсказывало ей, что её ждёт опасность. Надо бежать. Куда? Где дом?
Кстати, имя Тамара было знакомо девочке. Бабушка рассказывала. Так звали далёкую прабабушку, которой на начало войны в 1941 году, Великой Отечественной, было пять лет. Ученикам где-то десять лет, значит сегодня 1946 год. Весь страх сразу исчез.
"Как интересно! Теперь я знаю, что делать! Сейчас мальчишки будут караулить меня на дороге, справа от крылица, а я убегу влево. Там должна быть гора.
А ну-ка , догоните Тамару!!!"