Найти в Дзене

Чему можно научиться у продавщицы в сельском магазине?

В музее села Тарбагатай
В музее села Тарбагатай

Кто-то ходит в магазин, чтобы купить жвачку, газировку или шоколад, а мы – чтобы взять интервью у женщины за прилавком. Сельский магазин – это самое подходящее место для исследования местности. В нем можно узнать о местных сплетнях, проблемах и откровениях людей. Туда мы и заглянули.

На одной из улиц села
На одной из улиц села

За прилавком стояла женщина лет 30, крепкого телосложения, со светлыми волосами, собранными в хвост, и с уставшим выражением лица. Первые пару минут в магазине не было покупателей. Нам это было только на руку – подходящий момент, чтобы начать разговор и сблизиться.

Кажется, что в селе все друг друга знают. Поэтому мы и зашли в магазин узнать про местных. Однако самой продавщице было, как она выразилась, всё равно: “Да мне, вот честно, вообще всё равно. А чё, как мне к ним относиться? Люди да люди”. Продавщица немного картавила, говоря своим громким и грубоватым голосом, отчего ее слова выходили далеко за пределы магазина.

И вот – первый покупатель. Женщина за прилавком его даже не заметила. Темы менялись со скоростью света. За 10 секунд мы уже перешли с Улан-Удэ на хозяйку магазина. Та была молода, поэтому продавщица решила заговорить и о подрастающем поколении: “Кто-то чтит старшее поколение, кто-то не чтит, а современная молодежь вообще НИФИГА не чтит”. Мы не поняли, откуда такая неприязнь к подросткам, если она сама лишь в два раза старше нас.

Мы спросили про самых неприятных клиентов. Ими оказались алкоголики и старые бабушки, которые вечно ругаются и просят что-то странное. За 8 лет работы в этом магазине она поняла, что лучше всего игнорировать таких покупателей.

В магазин зашла пожилая женщина, которая увидела нас, удивилась и улыбнулась. Когда она узнала, откуда мы, выражение ее лица, как и тон голоса, резко изменилось. “Дело в уровне жизни и уровне зарплаты. Мы тут вот так (показывает фигу) по сравнению с вами получаем. Если бы не скот с урожаем, вы бы и без нас жили”, – вдруг резко выпалила она. Нам было неловко выслушивать все упреки в сторону москвичей. Посмотрев на продавщицу, мы поняли, что пора использовать ее метод. Высказывание женщины повисло в воздухе и осталось неотвеченным. Игнор иногда лучший и единственный выход. Мы попрощались с уже знакомой женщиной за прилавком и вышли.

И тут в голове возникла параллель: в Бурятии главной религией является буддизм, где учат подавлению своего эго. И, оказывается, даже сельская продавщица знает основы буддизма и следует им.

Элина Титова и Дарья Сабинина

После разговора с одной из жительниц села. На заднем плане - ее дом.
После разговора с одной из жительниц села. На заднем плане - ее дом.