Найти тему

Что такое Дурак?

Евгений Батурин.

Очень интересный персонаж — Дурак. Присутствует он и в сказках, и в реальной жизни. Но, никому не пожелаешь, чтобы начальник был дурак, а такое происходит сплошь и рядом. Так почему именно дурак становится персонажем сказок? Что за вопрос — так с древности повелось — жил был Иван-дурак. Только вот почему именно дурак, почему не — жил был Иван-дебил. Так даже с рифмой получается. С рифмой-то с рифмой, но звучит это так странно, что язык не поворачивается про Ивана-дебила рассказывать сказку. Да и дебилов начальников значительно меньше, чем начальников дураков. То есть дурак — это что-то одновременно безобидное, о чем можно рассказать детям, и одновременно неприемлемое обществом, то, что хочется убрать из своей жизни. И если задать себе вопрос — так что же такое дурак? То так, с ходу, и не ответишь. Поэтому проведу небольшое исследование.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Как узнать что такое дурак ?

К примеру, если человек не умный, то он дурак? На мой взгляд, нет, у него просто ума маловато. Кстати, есть выражение «умный дурак», оно вообще этому противоречит. Какие же отличительные особенности именно дурака? Что должен делать дурак, чего не делают остальные полоумные, чтобы его считали именно дураком? Вот например, если человека назвали тупым, он дурак? Нет, он именно тупой. Точно также как баран, дебил и прочие точные определения поведения человека. Например: тупой - это человек с какой-то жизненной позицией, которой он не спешит поделится с окружающими, но своим поведением вечно её навязывает. Баран - упрямый человек, который, вопреки прозьбам, делает по-своему. Дебил - умственно отсталый человек, то есть больной. И так, какое оскорбительное слово не возьми, у него будет абсолютно конкретное значение.

Так как же быть с дураком? Какие его отличительные особенности? Прежде всего, дураку не известны общепринятые правила жизни в обществе. Он конечно о них осведомлен, но постоянно забывает. Поэтому часто неопрятен, неумыт, одет не по моде, если вообще одет. Поступки его всегда лишены общепринятой логики. В сказках он часто проторговывается в пух и прах на базаре (возможно и не только в сказках). Все вокруг ставят под вопрос его разумность, а если вопреки всему у дурака что-то получится, то окружающие приписывают это везению. Бог дураков любит. Невезение же дурака только в его неприспособленности к общественной жизни. Он часто бывает бит окружающими из-за своего поведения. Но, к примеру, дураку может быть неведом страх, и он может с легкостью проделывать то, на что не отважатся даже самые смелые люди. Так что, отличительная особенность дурака скорей в том, что он не знает. Именно не знает, у него намеренно нет знаний о мире, и он зачастую смотрит на него каждый раз заново.

К примеру, человек видит в первый раз микроскоп, и начинает им забивать гвозди. К нему подходит другой человек, знающий назначение микроскопа, и говорит: “Ты что, дурак? В него смотреть нужно!” После того, как ему объяснили, что делать с микроскопом, он сразу перестает быть дураком в этом вопросе. И даже теперь может учить других дураков, как с ним обращаться. То есть у человека не было нужного образа действия, и ему его подсказали (точно так как с детьми, их кстати тоже называют маленькими дурачками). А, если человек намеренно продолжает быть дураком? Т.е. знание о том, что делать с микроскопом, в нем надолго не задержалось? Я считаю, что существует какая то помеха в сознании, которая не позволяет принять нужный образ. И получается, что окружающие видят это так, будто дурак намеренно не знает, то есть он не обучаемый. Или другими словами, он смотрит на мир не как все, и для него общепринятые вещи не важны. Из-за постоянной борьбы разума с помехой, дураку просто не хватает внимания на новое знание. К тому же, помеха скорей всего болезненная, а если нет, то последствия от неё точно болезненные. Поэтому разум дурака постоянно в работе, но он решает, не задачу назначения микроскопа, а задачу избавления от боли. И в этот момент для него все эти микроскопы, что палки, валяющиеся в лесу, он их просто не замечает. По этому со стороны кажется, что система ценностей дурака не такая как у всех. Скорее её в принципе нет. И память у дурака, вроде бы имеется, но использует он её неразумно. Он, конечно что-то помнит, но сквозь такое количество болезненных образов, мало что доходит до осознавания. Это видится так, у дурака и память дурацкая, и никакой разумной логики в применении образов из памяти нет. Получается, дурак противостоит разуму. То есть, дурак — это помеха в разуме. И, если в момент принятия решения, эта помеха влияет на разум, то решение явно дурацкое, и лишено смысла, то есть пользы для общества. И общество, с очевидностью, приходит к выводу, что дурак руководствуется в принятии решения не разумом, а своим дурацким видением мира.

И, для удобства обращения с дураком, оно хранит в языке множество названий, а точнее местонахождений дурака (помехи). Например — бесстрашный дурак, круглый дурак, опасный дурак, полудурок, дурачок.

Бесстрашный дурак — говорит о том, что в тот момент, когда человек должен испытывать страх, включается дурак страха не испытывающий. И бесстрашно начинает что-то делать. Круглый дурак — весь свой видимый разум заменил на дурака, поэтому окружающие воспринимают его как человека, в котором всё разумное заменено на дурацкое. Опасный дурак — может не намеренно причинить вред себе и окружающим, потому что не ценит жизнь и здоровье. Полудурок - это просто человек, прикидывающийся дураком для достижения каких-то целей. Дурачок - не причиняет серьезного беспокойства обществу, поэтому на него особого внимания не обращают.

Но, когда человек дурак, он все равно ближе к себе, чем когда он зашорен образцами общественного мышления или одержим чем-то. Так как дурак пытается сотворить нужный образ действия, но ему постоянно что-то мешает. Видя как человек мучается сочувствующие ему начинают помогать. Кто-то жалеет, а кто-то помогает кулаком, кому что ближе. Так что, быть дураком — это не так плохо, как кажется. Дурак пытается жить сам. Сам преодолеть те болезненные помехи, которые мешают ему жить, искажая видение обычных вещей. По сути, дурак — это зачаточный разум, переполненный болезненными образами. Из-за чего плохо выполняющий своё предназначение и превращающий жизнь в невыносимую борьбу с самим собой. В итоге дурак — это болезненное состояние разума. А для того чтобы вылечиться, приходится избавляться от боли, которая застилает видение истинного мира. По сути — это величайшая работа над собой, которую вынужден проделывать человек с такой помехой в сознании. Это же и величайшая трагедия для окружающих, так как он не может не проделывать эту работу, а его приходится терпеть.

В сказках дурак в конце своей битвы или путешествия всегда становится царем. Это о том, как разум, при помощи окружающих его вещей, людей и явлений, пытается избавится от боли, мешающей жить. А царь — это символ разума, уже избавившегося от всех помех. Поэтому дурак — это неразумный человек в начале своего пути. Он магичен, так как не ходит проторенными тропами и постоянно работает над собой, иначе не сносить ему головы. Вся суть образа дурака в том, что он не только название какого-то недуга человека, это ещё и путь познания себя через пробы и ошибки. Иными словами, дурак — это путь самосовершенствования человека. И если подытожить всё выше написанное, я считаю, что дурак заслуженно занимает одно из основных мест среди персонажей русских сказок. Так как ведет человека к вершинам познания себя.