Селективное восприятие: Как мы видим то, что ожидаем увидеть

 Лет десять назад в США, на одном шоссе близ Далласа, участились ДТП с участием автомобилей и самолётов.

Лет десять назад в США, на одном шоссе близ Далласа, участились ДТП с участием автомобилей и самолётов. Когда полиция стала расследовать эти случаи и опрашивать водителей, выяснилось, что в большинстве случаев водители просто не видели самолёт, оказавшийся у них на пути. В их привычную картину мира не входила возможность появления на этом шоссе самолёта.

Но ведь самолёт - большой, он гораздо больше любого автомобиля! Казалось бы: ну как можно не увидеть самолёт на своём пути? И тем не менее, аварии происходили и водители утверждали, что они не видели самолёта. И здесь их подводил такой феномен, как селективное восприятие.

Мощный психологический феномен, формирующий наше восприятие реальности.

Наше внимание устроено так, что фокусируется на том, что мы ожидаем увидеть, и игнорирует то, что нашим ожиданиям не соответствует. Это происходит потому что наше восприятие базируется на наших предыдущих знаниях и опыте.

Попадая в незнакомую ситуацию, мы используем предыдущие знания и опыт, чтобы быстро оценить, что происходит и как нам в этой ситуации действовать. На то, что мы видим и как мы это интерпретируем, влияют прежде всего наши ожидания.

Если вы верите в гороскопы, то будете собирать информацию, которая подкрепляет вашу точку зрения, и не будете искать исследования, которые её опровергают. Также и с другими нашими убеждениями: мы редко обращаем внимание на то, что не входит в нашу Картину мира.

Когда Колумб с моряками высаживался на берег, с кораблей они пересели в лодки и на них плыли к берегу, где толпились индейцы.

А индейцы были изумлены: они видели своими глазами, как лодки с моряками выплыли прямо из океана! - и приняли моряков за богов.

Оказалось, что индейцы не видели больших кораблей, стоявших на якоре прямо перед ними. Они ничего об этом не знали, корабли не существовали в их Картине мира.

Наши ожидания влияют не только на то, куда направлено наше внимание, но и на то, как мы воспринимаем мир вокруг нас. Мы видим только то, что соответствует нашим ожиданиям и убеждениям, и отфильтровываем всё, что им противоречит или бросает вызов нашей зоне комфорта.

Это неосознанный процесс, своего рода гипноз, под которым мы все живём, - ежедневный, ежечасный, без которого мы потеряем фокус того, кто мы есть как человек, живущий в социуме.

Селективное (выборочное) восприятие - это целая группа когнитивных искажений. Одним из интересных его видов является феномен Баадера — Майнхоф, или иллюзия частотности. Она проявляется в том, что новая информация, которую мы узнали, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся, начинает буквально преследовать нас, а раньше мы этого не замечали.

Так беременная женщина начинает вдруг замечать, как много вокруг беременных женщин. На самом деле их столько же, сколько и было раньше, просто раньше она не обращала на них внимания.

Селективное восприятие позволяет нашему сознанию отбирать для дальнейшей обработки наиболее релевантную для данной ситуации информацию, и отбрасывать всю остальную, не важную на данный момент.

Замечено, что иллюзия частотности может проявляться в диагностике и лечении заболеваний. Так, врач, недавно ознакомившийся с информацией о каком-то заболевании, склонен в течение ещё некоторого времени проводить дополнительную диагностику, нацеленную на выявление у пациента данного заболевания. И целенаправленно стремиться подтвердить предполагаемый диагноз, игнорируя альтернативные варианты.

Все мы разные и нам свойственно придерживаться разных интерпретаций реальности, основанных на нашем уникальном опыте и ментальных фильтрах. Это опасно тем, что может способствовать социальным и культурным различиям, а также возникновению предубеждений и дискриминации, поскольку людям свойственно создавать стереотипы и судить о других на основе своего ограниченного и предвзятого восприятия.

Как преодолеть этот феномен? И можно ли вообще это сделать?

Конечно, можно. Дело в том, что это неосознанный процесс (своего рода гипноз, об этом уже говорилось). Он перестаёт "работать" лишь когда мы "просыпаемся" и начинаем делать сознательные выборы, принимать осознанные решения.

Осознание помогает стать внимательными наблюдателями, а это, в свою очередь нам поможет:

  • расширять своё сознание и свою Картину мира;
  • понять свои ментальные фильтры и предубеждения и не отбрасывать информацию, которая бросает им вызов;
  • лучше адаптироваться к новым ситуациям и принимать более правильные решения в своей повседневной жизни.