Оказывается, в данный момент этот сериал занимает четвёртую строчку в списке самых популярных фильмов на «Кинопоиске», несмотря на то, что свет увидели лишь пять серий из восьми заявленных.
Стало быть, надо смотреть!
Многие из посмотревших в восторге: «Это наше детство, лихие 90-е!» Нет, детишки, это НАШЕ детство, лихие 80-е. По всем приметам я бы определил, что это 1988 год, из каждого чайника гремит первый альбом «Ласкового мая», но один персонаж заявляет, что у него есть видеокассета с фильмом «Кто подставил кролика Роджера» (1988), которая могла появиться в нашей стране только в начале 90-х: цифровых релизов и Интернета не существовало, а ведь фильм нужно было ещё и перевести.
И вы знаете, редко в каком фильме удаётся передать дух времени, но этот сериал – стопроцентное попадание в атмосферу 80-х.
Конечно же, хотелось бы услышать в фильме побольше музыки того времени, но с этими дурацкими авторскими правами нынче пересечены все грани разумного. Если нужно использовать несколько секунд песни, звучащей фоном – почему нет?! Никто же не собирается транслировать целый концерт, чтобы на этом заработать! Кстати, о музыке – главная музыкальная тема сериала «Аигел» – «Пыяла» просто идеально подходит к видеоряду.
По школьной форме замечание: авторы забыли нашить пуговицы на клапана нагрудных карманов, а пионерам – прицепить значки. Или значки – это коммунистическая символика, а авторы рассчитывают прокатить свой сериал где-нибудь в одичалом Куеве?
Ну так к сериалу – понравился ли он мне? Понравился однозначно. Авторы создали классный, качественный, динамичный сериал. Считаю ли я его хорошим? А вот тут я ступаю на тонкий лёд. Для меня лично, человека без малого пятидесяти лет, данный сериал никакого вреда не несёт, от него сплошная польза: приятное времяпровождение за интересным зрелищем, плюс узнавание той эпохи, в которую мне пришлось жить.
Что касается молодёжи с мягкими мозгами лет четырнадцати-шестнадцати, то я уверен, что в скором будущем мы услышим о громких уголовных делах, которые будут заведены на юных товарищей с ограниченным интеллектом, желающих поиграть в сериал и примерить на себя шкуру персонажей. Это без вариантов.
Ах, да! Я же не рассказал вам, о чём этот сериал! Фильм снят по мотивам автобиографической книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» и рассказывает о молодёжных группировках в Казани 1988 года. Ну, или 1989-го.
Андрей, парень из приличной семьи, учащийся музыкальной школы, знакомится со своим ровесником Маратом, который состоит в криминальной группировке.
Немного пообщавшись со своим новым знакомым, Андрей принимает неожиданное решение: он хочет стать членом группировки их района. Потому что, якобы, все, кто не в группировке, те – «чушпаны», которых можно и нужно унижать, избивать и грабить…
Казань известна на всю страну своей криминальной славой. В Казани я не бывал, но в моём маленьком сибирском городке (а точнее – в Ачинске), в те годы дела обстояли похожим образом. Драки микрорайон на микрорайон были обычным явлением. Молодёжь вооружалась кастетами, цепями, дубинками и вовсю демонстрировала свою молодецкую удаль. Подъезжающие милицейские машины, бывало, просто опрокидывались толпой. Но это не была «война на уничтожение», это было что-то вроде жестокой игры.
Я жил в районе, который в народе назывался «Стройка». А назывался он так, потому что правильное название звучало как «посёлок Строителей». Никакого посёлка уже, естественно, не было, всюду были городские трёх- и пятиэтажные дома, но рядом был ещё район «Старая Стройка» - район бараков и частного сектора. Пацанов со «Старой Стройки» опасались даже у нас на «Стройке», хоть формально они и считались своими. Враждовали же наши с объединившимися четвёртым и пятым микрорайонами. Помню, как-то вечером я ехал на трамвае, и увидел толпу наших «врагов», которые шли на махач в сторону «Стройки». Их было человек сто, и они хором орали песню «Взвейтесь кострами синие ночи». Выглядело это очень устрашающе.
Сразу скажу за себя: я в этих мероприятиях участия не принимал в силу ряда причин. Самое первое – я был слишком молод во время пика этого явления. Мне было около 13-14 лет, и наше поколение пока всерьёз никто не воспринимал. Нет, были и в нашем седьмом классе особо одарённые ребятишки, которые посещали все эти сходняки, но остальных никто ни к чему не обязывал, хотя те самые ребятишки вели активную агитацию, мол, сегодня махач, пойдём, не будь чуханом! Да, слова «чушпан» (как в сериале) у нас не было.
Вторая причина – мне хватало ума понять, что в жизни существует много других, более безопасных радостей. А из тех активистов-одноклассников многих уже и в живых-то нет. Выбранный ими образ жизни не слишком располагал к длительному существованию. А впереди ещё были 90-е…
Отдельной кастой держались спортсмены. Некоторые из моих одноклассников посещали секцию дзю-до, которая потом как-то переродилась в секцию каратэ. У них был свой мир, участвовать в разборках им было строго запрещено тренером, а наказания у них были, по слухам, очень жёсткие. Да и вряд ли кто-либо рискнул бы наехать на них, чтобы заставить куда-то там идти: мало того, что они могли уделать любого один на один, так ещё и горой стояли друг за друга. Поэтому спортивные секции были прямой альтернативой криминальным группировкам: ведь молодёжь ходила на все эти «махачи» от скуки и от безделья. А подростку (особенно закомплексованному) важно себя ощущать частью чего-либо, это придаёт ему вес в собственных глазах.
Вообще, нельзя сказать, что в то время подростку жить было страшно. Была определённая вероятность, гуляя по городу, наткнуться на компанию с «вражеского» микрорайона. Но лично я за всё время всего лишь пару раз попадал на «гоп-стоп» без особых последствий. Не спорю, когда ты ребёнок и тебя грабят, это страшно. Но в остальном – ходил я и через пятый микрорайон, и через четвёртый, и никто меня не убил. А потом уже, к началу 90-х эти игры в феодальную раздробленность сами собой сошли на нет и совсем исчезли.
Актёр Рузиль Минекаев, сыгравший в сериале Марата, в интервью сказал, что понимает мотивацию своего героя, мол, он бы на его месте тоже примкнул бы к группировке, чтобы не быть чушпаном. М-да. Сколько бы не говорили авторы о том, что их сериал нисколько не романтизирует криминал, а наоборот, показывает, чем это чревато, полюбуйтесь – даже актёр, играющий главную роль, не сделал для себя никаких выводов.
Как я уже говорил в обзоре сериала «Бригада», мало кто будет смотреть фильм с персонажами, которым ты не сопереживаешь, вот и стараются авторы, чтобы эти персонажи хоть чем-то вызывали у зрителей симпатию. Да, они плохо себя ведут, нарушают закон, грабят и избивают людей, но вы посмотрите на них: они смелые, мужественные, где-то даже проявляют благородство, держат своё слово. И вот ты уже не замечаешь, как смотришь сериал и переживаешь за них: «Хоть бы ушли от ментов! А-а, ментовская машина врезалась и отстала, класс!» И это как-то неправильно.
Отдельно хочется сказать про подбор актёров. Если в фильме «Сволочи» - мальчики из «Ералаша», а в «Бригаде» - модели с обложек глянцевых журналов, то в «Слове пацана» пацаны с улицы выглядят настоящими пацанами с улицы, особо не обременёнными интеллектом!
Когда я узнал, кто играет «Кащея» - я выпал в осадок – это же Никита Кологривый, тот самый Емеля из сказки «По щучьему веленью»! А в сериале – эталонный маргинал и трусливая мразь, которая умело «грузит гнилым базаром». Лично я восхищён этим экранным перевоплощением!
Кстати, я забыл сказать, кто режиссёр и автор сценария этого сериала. А это не кто иной, как… Жора Крыжовников? Вы знаете, я не смотрел ни «Горько», ни «Горько-2», но после его великолепной остроумной короткометражки «Проклятие» с Тимофеем Трибунцевым в главной роли и этого сериала мне всё меньше верится, что «Горько» - это маргинальное днище (так, по крайней мере, представил этот фильм Бэдкомедиан). Может быть, Евген слишком молод и ничего не понял? Надо бы мне самому взглянуть, что из себя представляют эти Жорины фильмы.
Возвращаюсь к своей мысли из начала статьи: Крыжовников выпустил чёрта из табакерки. Отдельные представители неинтеллектуальной молодёжи захотят поиграть в «Слово пацана» и вполне могут поднять с пола срок за экстремизм или нечто подобное. Жора ли будет в этом виноват, либо его сериал всего лишь послужит катализатором для проявления склонных к криминалу идиотов?
Но неужели теперь совсем не снимать фильмы только потому, что рядом с нами живут дураки? А вот на этот вопрос у меня сегодня ответа нет.
Кто-то говорит, что и не подумает смотреть сериал с таким дурацким названием – «Слово пацана». Дело в том, что это не дурацкое название, это подростковый сленг, слова, которые известны любому подростку 80-х, который жил в СССР. Ну, не хотите, не смотрите, дело ваше.
Как бы то ни было, судя по всему, Крыжовникову удалось снять культовый сериал. Посмотрим через три недели, чем же он закончится и не запретят ли его показ к этому времени!
Кто согласен со мной - "палец вверх"!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023).