За 3500 лет истории человечества техника нанесения черни применялась почти в каждой культуре, имеющей традиции декоративной обработки металла. Однако современные западные ювелиры от нее практически отказались. Традиционно чернь изготавливается с использованием свинца, что небезопасно, следовательно, она не годится для использования в современных ювелирных изделиях. Здесь мы рассмотрим историю приготовления и нанесения черни, а также бессвинцовые рецепты для безопасного использования современными ювелирами.
Чернь была очень важным сплавом, который кузнецы использовали с древних времен и до конца эпохи Возрождения. Низкотемпературный сульфид металла обычно использовался в качестве высококонтрастного сплава для инкрустации. Цвет проникает в сплав и варьируется от темно-серого до глубокого черного. Это отличный выбор при изготовлении изделий повышенного износа, на которых будет патина и другие виды обработки поверхности будут стираться. Чернь обычно сплавляли с бронзой, железом, серебром и золотом.
Чернь широко использовалась в Италии эпохи Возрождения, и ей посвящена первая глава в трактате Челлини. И хотя эпоха Возрождения была вершиной производства черни, ее использование в декоративных изделиях из металла охватывает период от древних египтян и римлян до современных российских и тайских ювелиров. Брошь Фуллера, находящаяся в Британском музее, является одним из лучших сохранившихся образцов работы в технике черни (рис. 1).
За последние несколько лет были изучены некоторые из наиболее распространенных исторических рецептов черни. Несмотря на то, что многие традиционные рецепты выдерживают испытание временем, их использование сопряжено со значительными проблемами токсичности. В большинстве традиционных рецептов для снижения температуры плавления используется свинец. Здесь мы рассмотрим историю традиционных сплавов черни, а также представим современные альтернативы, как, например, использование олова в качестве замены свинца.
ИСТОРИЯ
Различные формы черни использовались в декоративных работах по металлу на протяжении тысячелетий. В ранних рецептах использовались сплавы серебра и меди, и применялись они, в основном, для бронзы. С ранними бессвинцовыми сплавами было трудно работать. Как правило, это были серебро и медь, для нанесения которых требовались высокие температуры плавления. Высокие температуры могут привести к разрушению сульфидов, а также можно приблизиться и к температуре плавления металла, на который наносится сплав черни. В раннем средневековье в сплав серебро/медь добавляли свинец для снижения температуры плавления. Использование черни для бронзы сокращалось, в то время как для серебра, золота и железа увеличивалось. Сохранился ряд ранних рецептов черни, в том числе рецепты Плиния Старшего, Бенвенуто Челлини и Теофила.
Самое раннее письменное упоминание о рецепте черни содержится в Книге 33 "Естественной истории" Плиния Старшего. Он ссылается на то, что древние египтяне окрашивали серебро серой, хотя похоже, что это процесс чернения серебра с использованием серной печени. Рецепт, который он предлагает для черни, содержит серебро и медь, но не содержит свинца, что затрудняет работу с ним по сравнению с более современными рецептами с более низкой температурой плавления. Поскольку более высокая температура плавления разрушает сульфиды, состав следует наносить при более низкой температуре в виде горячей мягкой пасты. Римляне любили наносить чернь на бронзу. Более высокая температура плавления бронзы облегчала работу с чернью, имеющей высокую температуру плавления.
Где-то в раннем Средневековье для снижения температуры плавления черни стало популярным добавление к ней свинца. К тому времени, когда чернь обсуждается в "Ключе к живописи" в 600 году н. э., свинец был основным ингредиентом во всех рецептах и таковым и остался. Его добавление значительно снижает температуру плавления черни до такой степени, что ее можно наносить в жидком виде, не разрушая сульфиды. Немецкий монах XII века Теофил Пресвитер обсуждает приготовление и два метода нанесения в книге "Записка о разных искусствах". Дискуссия сосредоточена вокруг изготовления потира, а методы нанесения черни практически не изменились по сравнению с теми, что используются сегодня.
Несмотря на то, что пропорции в рецептах черни сильно различались, основные ингредиенты оставались неизменными. К сожалению, содержание свинца в традиционных сплавах черни опасно как для мастера, изготавливающего изделие, так и для того, кто этим изделием пользуется. Современные законы о защите прав потребителей во многих странах запрещают использование свинца в ювелирных изделиях, что делает традиционные рецепты черни непригодными для этих целей. Свинец также представляет значительную долгосрочную опасность для здоровья мастеров по обработке металлов, которые готовят и используют чернила, а также опасность загрязнения мастерской. Для безопасного использования черни в современных условиях необходим современный сплав. Несмотря на то, что олово было хорошо известно еще до появления первых образцов черни на основе свинца, нет никаких свидетельств использования олова в качестве альтернативы свинцу.
В таблице 1 приведены все рецепты, рассмотренные в этой публикации, включая исторические рецепты, найденные и протестированные. Рецепты на основе свинца приведены здесь для справки и в историческом контексте. Использовать эти рецепты в современной работе не рекомендуется, если только нет особой причины использовать традиционный рецепт. Все рецепты, кроме одного, содержат свинец и должны использоваться только с особой осторожностью.
Плиний (3:2:0:0)
Первый рецепт выделяется на фоне остальных, поскольку это единственный исторический рецепт, который не содержит свинца. Это досредневековый рецепт, и его использовали в основном с бронзой. Полученная чернь имеет глубокий насыщенный черный цвет. Отсутствие свинца несколько отличает его от других рецептов. Во-первых, для его нанесения требуется очень высокая температура. Эта температура достаточно высока, чтобы вызвать разрушение сульфидов. Этот рецепт также очень твердый и хрупкий. Соскрести излишки, не повредив чернь, невозможно, опиливанию этот рецепт так же поддается с большим трудом. Кроме отсутствия свинца, у этого рецепта нет никаких преимуществ перед другими.
Теофил (4:2:1:0)
Это первый из двух опробованных средневековых рецептов. Он хорошо описан в трактате Теофила "Записка о разных искусствах". В отличие от Плиния, в нем увеличивается доля серебра, а также добавляется небольшое количество свинца. Добавление свинца немного снижает температуру плавления и улучшает обрабатываемость. Он легко заполняет как большие площади, так и мелкие детали. Излишки черни можно легко соскрести или опилить.
Челлини (1:2:3:0)
Третий рецепт взят из "Трактатов о ювелирном искусстве и скульптуре" Бенвенуто Челлини, опубликованных в пятнадцатом веке. Работа с чернью была чрезвычайно важна для заработка ювелира в Италии эпохи Возрождения, и Челлини обсуждает ее использование в первой главе своего трактата. В его рецепте используется большая доля свинца и небольшая доля серебра. предполагается, что этот выбор был сделан для экономии драгоценного металла и снижения затрат. Нанесение было очень сложным. Требовался значительный нагрев, чтобы расплав мог затекать во все области деталей, и возникали трудности с заполнением узора. Самой большой проблемой было выпадение серебра в осадок. В результате вместо темно-серого цвета черни получались серебряные пятна, что приводило к размытию деталей.
Файк (3:1:1:0)
Этот рецепт взят из статьи Филиппа Файка, опубликованной в книге "Двенадцать техник работы по металлу" п/ред. Тима МакКрайта. С ним было очень легко работать, и он без труда проникал во все области рисунка на изделии. Его легко соскрести или опилить, если требуется подчистка. В результате цвет получается не такой черный, как по рецепту Теофила, и видны небольшие серые вкрапления там, где серебро частично отделилось от раствора. Вкрапления не такие выраженные, как у Челлини, и их не видно на расстоянии вытянутой руки. Это вполне приемлемый рецепт.
"Современный французский" (3:7:5:0)
"Современный французский" рецепт взят из коллекции Х. Уилсона "Изделия из серебра и ювелирные украшения" начала прошлого века. Этот рецепт содержит самый высокий процент меди, а также большой процент свинца. Из него получается лучший черный цвет из представленных шести рецептов. Черный получается очень стойким и очень глубоким. Его легко наносить, и просто счищать. Он ближе всего к рецепту Теофила с точки зрения текучести и очистки. Это, пожалуй, лучший рецепт на основе свинца.
Уилсон (6:2:1:0)
Завершающий рецепт очень похож на рецепт Теофила, однако в нем содержится больший процент серебра. Уилсон предпочитает этот рецепт, но результаты не такие стабильные, как у Теофила. Эта чернь хорошо заполняет и сохраняет детали. Крапчатость немного более выражена, чем у Файка, и в целом она не такая черная, как у Теофила или в “современном французском”. Крапчатость видна на расстоянии вытянутой руки, если вы знаете, на что обращать внимание. Этот сплав не рекомендуется.
Часть 2