Найти в Дзене
Дедал-Пресс

Чернь (часть 1)

За 3500 лет истории человечества техника нанесения черни применялась почти в каждой культуре, имеющей традиции декоративной обработки металла. Однако современные западные ювелиры от нее практически отказались. Традиционно чернь изготавливается с использованием свинца, что небезопасно, следовательно, она не годится для использования в современных ювелирных изделиях. Здесь мы рассмотрим историю приготовления и нанесения черни, а также бессвинцовые рецепты для безопасного использования современными ювелирами. Чернь была очень важным сплавом, который кузнецы использовали с древних времен и до конца эпохи Возрождения. Низкотемпературный сульфид металла обычно использовался в качестве высококонтрастного сплава для инкрустации. Цвет проникает в сплав и варьируется от темно-серого до глубокого черного. Это отличный выбор при изготовлении изделий повышенного износа, на которых будет патина и другие виды обработки поверхности будут стираться. Чернь обычно сплавляли с бронзой, железом, серебром

За 3500 лет истории человечества техника нанесения черни применялась почти в каждой культуре, имеющей традиции декоративной обработки металла. Однако современные западные ювелиры от нее практически отказались. Традиционно чернь изготавливается с использованием свинца, что небезопасно, следовательно, она не годится для использования в современных ювелирных изделиях. Здесь мы рассмотрим историю приготовления и нанесения черни, а также бессвинцовые рецепты для безопасного использования современными ювелирами.

Чернь была очень важным сплавом, который кузнецы использовали с древних времен и до конца эпохи Возрождения. Низкотемпературный сульфид металла обычно использовался в качестве высококонтрастного сплава для инкрустации. Цвет проникает в сплав и варьируется от темно-серого до глубокого черного. Это отличный выбор при изготовлении изделий повышенного износа, на которых будет патина и другие виды обработки поверхности будут стираться. Чернь обычно сплавляли с бронзой, железом, серебром и золотом.

Чернь широко использовалась в Италии эпохи Возрождения, и ей посвящена первая глава в трактате Челлини. И хотя эпоха Возрождения была вершиной производства черни, ее использование в декоративных изделиях из металла охватывает период от древних египтян и римлян до современных российских и тайских ювелиров. Брошь Фуллера, находящаяся в Британском музее, является одним из лучших сохранившихся образцов работы в технике черни (рис. 1).

Рисунок 1. Брошь Фуллера. Конец 9 в., англо-саксонская брошь, выполненная из серебра и черни.
Рисунок 1. Брошь Фуллера. Конец 9 в., англо-саксонская брошь, выполненная из серебра и черни.

За последние несколько лет были изучены некоторые из наиболее распространенных исторических рецептов черни. Несмотря на то, что многие традиционные рецепты выдерживают испытание временем, их использование сопряжено со значительными проблемами токсичности. В большинстве традиционных рецептов для снижения температуры плавления используется свинец. Здесь мы рассмотрим историю традиционных сплавов черни, а также представим современные альтернативы, как, например, использование олова в качестве замены свинца.

ИСТОРИЯ

Различные формы черни использовались в декоративных работах по металлу на протяжении тысячелетий. В ранних рецептах использовались сплавы серебра и меди, и применялись они, в основном, для бронзы. С ранними бессвинцовыми сплавами было трудно работать. Как правило, это были серебро и медь, для нанесения которых требовались высокие температуры плавления. Высокие температуры могут привести к разрушению сульфидов, а также можно приблизиться и к температуре плавления металла, на который наносится сплав черни. В раннем средневековье в сплав серебро/медь добавляли свинец для снижения температуры плавления. Использование черни для бронзы сокращалось, в то время как для серебра, золота и железа увеличивалось. Сохранился ряд ранних рецептов черни, в том числе рецепты Плиния Старшего, Бенвенуто Челлини и Теофила.

Самое раннее письменное упоминание о рецепте черни содержится в Книге 33 "Естественной истории" Плиния Старшего. Он ссылается на то, что древние египтяне окрашивали серебро серой, хотя похоже, что это процесс чернения серебра с использованием серной печени. Рецепт, который он предлагает для черни, содержит серебро и медь, но не содержит свинца, что затрудняет работу с ним по сравнению с более современными рецептами с более низкой температурой плавления. Поскольку более высокая температура плавления разрушает сульфиды, состав следует наносить при более низкой температуре в виде горячей мягкой пасты. Римляне любили наносить чернь на бронзу. Более высокая температура плавления бронзы облегчала работу с чернью, имеющей высокую температуру плавления.

Где-то в раннем Средневековье для снижения температуры плавления черни стало популярным добавление к ней свинца. К тому времени, когда чернь обсуждается в "Ключе к живописи" в 600 году н. э., свинец был основным ингредиентом во всех рецептах и таковым и остался. Его добавление значительно снижает температуру плавления черни до такой степени, что ее можно наносить в жидком виде, не разрушая сульфиды. Немецкий монах XII века Теофил Пресвитер обсуждает приготовление и два метода нанесения в книге "Записка о разных искусствах". Дискуссия сосредоточена вокруг изготовления потира, а методы нанесения черни практически не изменились по сравнению с теми, что используются сегодня.

Несмотря на то, что пропорции в рецептах черни сильно различались, основные ингредиенты оставались неизменными. К сожалению, содержание свинца в традиционных сплавах черни опасно как для мастера, изготавливающего изделие, так и для того, кто этим изделием пользуется. Современные законы о защите прав потребителей во многих странах запрещают использование свинца в ювелирных изделиях, что делает традиционные рецепты черни непригодными для этих целей. Свинец также представляет значительную долгосрочную опасность для здоровья мастеров по обработке металлов, которые готовят и используют чернила, а также опасность загрязнения мастерской. Для безопасного использования черни в современных условиях необходим современный сплав. Несмотря на то, что олово было хорошо известно еще до появления первых образцов черни на основе свинца, нет никаких свидетельств использования олова в качестве альтернативы свинцу.

В таблице 1 приведены все рецепты, рассмотренные в этой публикации, включая исторические рецепты, найденные и протестированные. Рецепты на основе свинца приведены здесь для справки и в историческом контексте. Использовать эти рецепты в современной работе не рекомендуется, если только нет особой причины использовать традиционный рецепт. Все рецепты, кроме одного, содержат свинец и должны использоваться только с особой осторожностью.

Таблица 1.
Таблица 1.

Плиний (3:2:0:0)

Первый рецепт выделяется на фоне остальных, поскольку это единственный исторический рецепт, который не содержит свинца. Это досредневековый рецепт, и его использовали в основном с бронзой. Полученная чернь имеет глубокий насыщенный черный цвет. Отсутствие свинца несколько отличает его от других рецептов. Во-первых, для его нанесения требуется очень высокая температура. Эта температура достаточно высока, чтобы вызвать разрушение сульфидов. Этот рецепт также очень твердый и хрупкий. Соскрести излишки, не повредив чернь, невозможно, опиливанию этот рецепт так же поддается с большим трудом. Кроме отсутствия свинца, у этого рецепта нет никаких преимуществ перед другими.

Теофил (4:2:1:0)

Это первый из двух опробованных средневековых рецептов. Он хорошо описан в трактате Теофила "Записка о разных искусствах". В отличие от Плиния, в нем увеличивается доля серебра, а также добавляется небольшое количество свинца. Добавление свинца немного снижает температуру плавления и улучшает обрабатываемость. Он легко заполняет как большие площади, так и мелкие детали. Излишки черни можно легко соскрести или опилить.

Челлини (1:2:3:0)

Третий рецепт взят из "Трактатов о ювелирном искусстве и скульптуре" Бенвенуто Челлини, опубликованных в пятнадцатом веке. Работа с чернью была чрезвычайно важна для заработка ювелира в Италии эпохи Возрождения, и Челлини обсуждает ее использование в первой главе своего трактата. В его рецепте используется большая доля свинца и небольшая доля серебра. предполагается, что этот выбор был сделан для экономии драгоценного металла и снижения затрат. Нанесение было очень сложным. Требовался значительный нагрев, чтобы расплав мог затекать во все области деталей, и возникали трудности с заполнением узора. Самой большой проблемой было выпадение серебра в осадок. В результате вместо темно-серого цвета черни получались серебряные пятна, что приводило к размытию деталей.

Файк (3:1:1:0)

Этот рецепт взят из статьи Филиппа Файка, опубликованной в книге "Двенадцать техник работы по металлу" п/ред. Тима МакКрайта. С ним было очень легко работать, и он без труда проникал во все области рисунка на изделии. Его легко соскрести или опилить, если требуется подчистка. В результате цвет получается не такой черный, как по рецепту Теофила, и видны небольшие серые вкрапления там, где серебро частично отделилось от раствора. Вкрапления не такие выраженные, как у Челлини, и их не видно на расстоянии вытянутой руки. Это вполне приемлемый рецепт.

"Современный французский" (3:7:5:0)

"Современный французский" рецепт взят из коллекции Х. Уилсона "Изделия из серебра и ювелирные украшения" начала прошлого века. Этот рецепт содержит самый высокий процент меди, а также большой процент свинца. Из него получается лучший черный цвет из представленных шести рецептов. Черный получается очень стойким и очень глубоким. Его легко наносить, и просто счищать. Он ближе всего к рецепту Теофила с точки зрения текучести и очистки. Это, пожалуй, лучший рецепт на основе свинца.

Уилсон (6:2:1:0)

Завершающий рецепт очень похож на рецепт Теофила, однако в нем содержится больший процент серебра. Уилсон предпочитает этот рецепт, но результаты не такие стабильные, как у Теофила. Эта чернь хорошо заполняет и сохраняет детали. Крапчатость немного более выражена, чем у Файка, и в целом она не такая черная, как у Теофила или в “современном французском”. Крапчатость видна на расстоянии вытянутой руки, если вы знаете, на что обращать внимание. Этот сплав не рекомендуется.

Часть 2