Давайте без прикрас. Тема очень сложная, ведь качество образования в СССР это самый главный аргумент в защиту того времени, ведь оно считалось самым лучшим в мире. Любят сегодня и параллели проводить с текущей ситуацией, стремясь уколоть систему ЕГЭ. Хотя я уверена, что многие из вас завалили бы современный экзамен полностью.
А ведь он каждый год становится только сложнее и разнообразнее, но кому какое дело, ведь "раньше было лучше". Правда с небольшой оговорочкой, ведь если рассказать детям о тех методах обучения и воспитания, которые к нам применяли у них волосы встанут дыбом, а мы вспоминаем некоторые моменты с ужасом. Но давайте по порядку.
Ни для кого уже не секрет, что все работало на благо системы, в которой человек не личность, а винтик. И школа была заводом по выпуску этих "винтиков", то есть нас. Если не верите, то читайте полностью и внимательно, чтобы ничего не пропустить.
Начнем с самого главного метода - подавление индивидуальности
Роль учителя в то время была доминирующей, а задача ставилась одна воспитать советского гражданина. В школе учитель заменял родителя и слушаться его нужно было беспрекословно. Культ образования и повышенного внимания к учителям до сих пор влияют на умы родителей.
Несомненно профессия учителя это тяжелый труд, но вот бить указкой по рукам или спине, точно не следовало. А слово поперек скажешь, так выставят на всеобщее обозрение и пристыдят, ведь учитель прав.
Вообще, выставить "плохой" поступок на публику было любимым занятием в то время. Унизить личность, лишив ее индивидуальности.
Даже в уборную нельзя было выйти не рассказав всем об этом. Поэтому лучшим делом было бы не высовываться. Правда сегодня ценятся специалисты, которы способны подходить к решению задач неординарно, и самое важное качество это умение мыслить критически, которое в нас подавлялось.
Отсюда же вытекает и следующий метод - все равны
Равенство всех граждан, которое переходило все границы. Умных учеников старались смешать со слабыми и отстающими, мол ради помощи.
Хорошо было только тем, кто ничем не отличался, ни умом, ни глупостью, ни инициативой, ни бездействием, а просто находился во всем этом круговороте
Быть самым умным значит попасть под многочисленные нападки, в том числе со стороны хулиганов. Обычная "дедовщина", скажете вы, в каждом обществе есть иерархия. Все верно, но не так ярко, как это было в СССР. Не каждый обладал силой выдержать такие нападки.
Более того, отличника могли привязать к тому самому хулигану, который мешает всем. Это ограничивало потенциал одного и нисколько не помогало другому. Сколько вы знаете случаев, когда отличник вытянул двоечника безвозвратно? Я лично ни одного, зато обратных примеров видела достаточно.
Ну и самый страшный метод - это пропаганда
В какой-то момент времени это оправданно и даже необходимо, но это присутствовало просто во всех элементах жизни, да и не только в школе. Октябрята, пионеры, комсомолы, партия - никакого разнообразия и выбора, либо ты с нами, либо вне системы. В школах часто дети работали бесплатно, всегда была какая-то бесполезная деятельность. И с плакатами ходили, и сборы всякого мусора устраивали и лозунги шествия посещали.
Еще не стоит забывать какие предметы были убраны из школ и вузов еще в 30-е года. Сегодня это основа любой программы обучения, а для нас это были антинаучные труды, изучение которых грозило большими неприятностями.
Мы не были свободными умами в творческих поисках, мы могли только подчиняться - это было наше единственное право.
Даже если все вышеупомянутое опустить, то можно предположить, что несмотря на все, образование, то было самым лучшим в мире. Как бы вам сказать помягче. Знания чего-либо не делают вас образованным.
Давайте рассмотрим немного статистики: всего 2% от общего населения всей страны составляло студенчество на момент 89 года между прочим. А высшее образование было всего у 8%. Вы считаете это высоким показателем образованности населения?
Вся страна работала в одном ритме и с одной целью. И эта цель была не в подготовке высококвалифицированных специалистов, а в подготовке персонала для развития экономики страны. Нам это удалось, все сработало хорошо, но это не делает образование лучшим в мире. Сегодня же показатель людей с высшим образованием в четыре-пять раз выше.
Многие выходцы из СССР смогли получить должное образование уже после распада страны. Многим пришлось проходить переквалификацию и обязательную подготовку, в том числе и учителям. Потому что квалифицированных кадров было крайне мало.
Хорошо, что в современных школах меньше стало тоталиристических наклонностей, хотя у учителей "старой школы" замашки еще те, но беспокоиться не о чем, ведь им на смену в скором времени придут современные специалисты. Сегодня у детей уже есть возможность проявлять себя не только в оговоренных рамках, но и иметь творческую свободу выбора. И будет только лучше.