Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики. Творчество воспитывает в детях самостоятельность и активность в познании. Эти навыки в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед учениками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества. В процессе творчества, ребенок отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
На основе вышеизложенных мыслей был разработан художественный проект, для реализации которого была взята тема «Петербург», сейчас 2023 году она наиболее актуальна, так как в этом году Санкт-Петербургу исполняется 320 лет со дня основания; сейчас множество фестивалей и конкурсов по разным направлениям искусства посвящены именно ему.
В процессе разработки выяснилось, что данная тема является очень обширной и требует более узкой направленности. В нашем городе проживало и проживает большое количество творческих личностей: художников, архитекторов, музыкантов, а также писателей и поэтов. Выбор пал на поэтическую составляющую. Жанр стихотворений, наиболее интересен и прост для восприятия детьми, так как является лаконичным, быстро запоминающимся в силу рифмованных строк и оставляет отпечаток в детском сознании. Изучая поэзию, дети знакомятся с новыми понятиями, узнают их значение, усваивают правильное сочетание слов и формирование фраз. Многие слова они берут на вооружение и начинают использовать в обычной жизни. Их речь приобретает образность, красоту и разнообразие, происходит активное речевое развитие ребенка. Поэзия помогает не только улучшить детскую память или быстроту мышления, но и сформировать эмоциональный интеллект. Благодаря стихам, маленький человек увидит, насколько разным может быть мир, научится различать оттенки чувств и эмоций, научится тонко чувствовать красоту природы и искусства.
В итоге была выбрана тема «Поэтический Петербург». Которая включает в себя изучение великих поэтов (А. С. Пушкин, А. А. Блок, И. А. Бродский, А. А. Ахматова), рожденных и проживавших когда-то в городе Санкт – Петербурге.
Необходимо также обосновать выбор техники для реализации проекта. Самым простым видом искусства, но также самый емким является графика. В качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна. Проект выполнен на крафте, из бежевой бумаги, ткани с использованием черной ручки и контура для ткани.
Возраст исполнителей 10 лет. Работа в разнообразных графических техниках расширяет кругозор, развивает воображение в художественном творчестве, развивает фантазию, помогает отобразить окружающий мир во всем его многообразии, приучает к самоорганизации и внимательности.
Таким образом в реализации проекта «Поэтический Петербург» выделается два этапа работы педагога:
- Разработка темы;
- Определение формата работы (с помощью каких средств декоративно-прикладного искусства будет раскрыта выбранная тема).
Цель проекта: познакомить детей с родным городом Санкт-Петербургом через разные виды искусства (литературу, графику и текстиль).
Задачи, стоящие перед педагогом:
1. Изучить и выбрать поэтов, которые родились и проживали в Санкт-Петербурге в разные годы;
2. Отобрать стихотворения про Петербург наиболее близкие детям;
Были выбраны следующие поэты и их произведения:
Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Медный всадник». «…Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид…»
Александр Александрович Блок. Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Анна Андреевна Ахматова. Стихотворение «Вновь Исакий в облаченье…»
Иосиф Александрович Бродский. Три главы «…один асфальт под каблуками, наклон Литейного моста.»
Задачи, стоящие перед детьми:
1. Подготовить эскизы (использовались вспомогательные материалы в виде портретов поэтов для отрисовки с них);
2. Перенести отрисованные портреты на ткань (с помощью кальки утвержденные эскизы были перенесены на ткань, а затем линии были выведены с помощью серебряного контура по ткани);
3. Рисование по описанию стихотворения (чтобы познакомить с творчеством, детям были прочитаны стихотворения выбранных поэтов; учащиеся по памяти рисовали «ассоциации» к прочитанным стихотворениям);
4. Сделать аппликацию (наклеить получившиеся работы на крафт, подписать поэтов и строки стихотворений).
В итоге получился проект, с помощью которого дети включились в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую развитию воображения и фантазии. Познакомились с великими поэтами, родившимися и проживавшими когда-то в городе Санкт- Петербурге. А также с их бессмертными произведениями.
Учащиеся получили навыки рисования людей и архитектуры Санкт-Петербурга. Дети освоили новые материалы - контуры для ткани. Получили навыки по работе с аппликацией.
Ноябрь 2023