Какова долгосрочная цель воспитания? Из чего складывается результат?
Раньше не учили быть родителями, и каждый справлялся как мог с тем чтобы воспитать в своём потомстве способность к труду, любви и счастью. Сейчас тоже не учат этому целенаправленно, но информационное поле стало шире, мы можем быстро передвигаться на большие расстояния и встречаться с разными людьми, наблюдать их модели поведения не только вживую, но и виртуально, большое количество книг и статей в интернете, позволяют сформировать собственное более или менее объективное мнение о воспитании детей.
Что же даёт семья ребёнку, если родители выдерживают свою жизнь, находятся во взрослом ресурсном состоянии?
- Чувствовать себя любимым важными людьми (родителями - безусловно). Когда любовь не нужно заслуживать поступками.
- Дарить свою любовь в ответ и ощущать важность любви и ее принятие. Препятствием этому могут быть фразы вроде “ну что за телячьи нежности”.
- Безопасность.
- Позитивный образ будущего.
Этапы, когда ребенок переживает о будущем, сомневается или проходит с родителями трудное время - нормальны. Должно быть ощущение - будет полегче/иначе/хорошо. Это во многом зависит от состояния родителей.
5. Уважение к своему полу, происхождению, внешности, чувствам, мыслям, выборам.
6. Ответственность за выборы. Понимание, что на самом деле не всегда бывает второй шанс, учиться быть с этим.
7. Возможность выражать свои чувства, даже печаль и агрессию (границы устанавливаются, любовь не перестает быть, родитель учит, как справляться с чувствами).
8. Понимание своих желаний и возможность их иметь.
9. Понимание правил и границ допустимого и их постоянство (здоровая гибкость: правила меняются, принципы и ценности нет).
10. Уважение к чужим границам и чувствам.
11. Эмпатия (понимание, что чувствуют окружающие, и что чувствуешь сам).
12. Близкие отношения более чем с одним человеком (чтобы, меньше бояться расставаний).
13. Отношения с людьми разного пола (опыт взаимодействия с окружающим миром, даёт понимание разницы и уверенность во взаимодействии).
14. Ясность (или хотя бы представление) о своем происхождении и понимание, какие хорошие качества я унаследовал.
15. Помощь там, где знаний и навыков недостаточно.
16. Помощь в переживании тяжелых чувств и страхов.
17. Честность в отношении своих ошибок, проступков без навязывания чувств стыда и вины и потери любви и веры.
18. Доверие и безопасность. Меня не предадут в семье.
19. Чувство, что родители мной гордятся.
20. Уверенность, что я могу жить иным образом, чем родители.
21. Понимание, что родители тоже несовершенны и справляются с трудностями/недостатками.
22. Понимание, что у родителей есть стремления и намерения.
23. Любовные отношения между родителями или понимание, что любовь возможна, даже если у мамы и папы не получилось.
24. Вера родителей в ребенка.
Всё это родители могут дать, если научились заботиться о себе по настоящему. Как в инструкции по безопасности в самолётах: сначала наденьте кислородную маску на себя, тогда у вас появится возможность позаботиться о своём ребёнке. Такое умение может быть приобретено и за пределами родительской семьи во взрослом возрасте, но потребует больше усилий.
Чему вы научились в родительской семье? Чему научились сами? Чему ещё предстоит научится?
Больше информации можно найти в подборке “Школа родителей”.