Феодо́сий Косо́й – глава еретического течения в XVI веке, выступал за равенство всех людей, независимо от социальной принадлежности, религии, национальности. По сути, его лозунг: «Все люди на земле равны и должны пользоваться одинаковыми правами!».
Он был холопом, но сбежал из Москвы в Белоозеро предположительно в 1551 году, затем перебрался за 30 км. в Новоозеро. Приняв монашество при монастыре, Косой продолжил развивать идеи равенства, выступал против церковных обрядов. Например, он считал поклонение мощам святых, кресту и иконам идолопоклонством, отвергал таинства причастия и покаяния, настраивал народ против попов, которые наживаются на прихожанах.
По дошедшим до нас запискам богослова и полемиста Зиновия Отенского, Косой призывал народ к неповиновению и нарушению всех церковных догм и традиций: «Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити». Городская беднота и крестьяне с радостью воспринимали слова Феодосия и шли за ним. Особенно откликались в душах бедного народа критика церковных служителей за стяжательство, за землевладение и поборы. Призыв не платить священникам податей поддерживало большинство.
Косой добивался восстановления христианства в первобытной его чистоте, каковым оно было во времена апостолов. Он говорил: «Не подобает же в христианах властей быти». «Не подобаеть… воевати», - ратовал за мирное решение всех вопросов.
В Заволжье Косой встретил ученика Нила Сорского, Артемия, который вскоре принял сан игумена Троицко-Сергиева монастыря. Поскольку Феодосий уже успел сдружиться с ним, то получил большое влияние на монахов. Не теряя времени, он организовал в монастыре кружок из единомышленников, стал руководить им. Документов, написанных рукой Косого, не сохранилось, учёные склоняются к тому, что глава еретического течения свои речи не записывал, а каждый раз импровизировал, излагая свои мысли.
Скоро на деятельность Косого обратили внимание власти. Его вместе с активистами-единомышленниками забрали и отдали под суд в Москве. Во время следствия, в 1554 году, Косой бежал в Литву, где вступил в секту «Антитринатариев», отрицающих святую троицу.