(Дети Замолксиса. Часть 19. Эпизод 1)
Завоевав Дакию, римляне решили массу своих внутренних проблем, однако, не меньше проблем они себе создали. Домициан стремился замирить даков, создать к северу от Дуная сильное буферное государство, которое будет принимать на себя удары кочевых орд и гасить натиск северных варваров. Теперь империя была вынуждена содержать дополнительные военные силы в новой провинции, которая была не слишком удобной для обороны. В последствии, это будет первая провинция, уступленная римлянами варварам.
Необходимо добавить, что римляне так и не сумели окончательно покорить даков. Значительная часть их ушла за пределы границ провинции, продолжая совершать набеги на нее. Эти непокоренные назывались «свободными даками». Кроме них в Карпатах проживали другие племенные союзы и племена, которые можно связывать с гето-даками. Ключевую роль среди них во II в. н.э. занимали костобоки, старые союзники Децебала, а в III в. н.э. – карпы. Именно они будут находиться в первую очередь в центре нашего внимания.
Необходимость выстраивания обороны Дакии неизбежно должна была подталкивать римские власти к более пристальному знакомству с окрестными племенами Восточной Европы или Европейской Сарматии, как ее предпочитали называть географы этого времени. Это особенно хорошо ощущается, когда мы сравниваем сведения Страбона, Плиния Старшего и Тацита с трактатом Клавдия Птолемея. Собственно, Дакию, согласно древнему географу, населяли племена предавензов, ратацензов, кавкоензов, биефов, буридавензов и котензов. По всей видимости, они занимали Банат, Олтению и Мунтению, а также Трансильванию. Трудно сказать, являются ли эти названия племенными или скорее административными. Сходство некоторых названий с названиями крепостей намекают на второй вариант. В тоже время, буридавензы напоминают буров, биефы – бессов, а котензы – котинов. Все эти племена ранее и позднее проживали за пределами Дакии. К северу от них, вдоль Карпатского хребта, лежали земли анартов и теврисков, а далее к востоку – костобоков. Их земли нужно помещать на севере Трансильвании и румынской Молдовы, как мне кажется. Надо полагать, именно анарты и тевриски (последние были переселенцами из Паннонии) скрывались за прозвищем «свободных даков».
К западу от перечисленных дакийских племен помещаются языги – метанасты. Где-то рядом, по идее, должны были бы кочевать роксоланы, но их Птолемей в Прикарпатье вообще не помещает, что странно. Они локализацются лишь в своих старых кочевьях у Меотиды. К востоку, в междуречье Днестра, Прута и Сирета, располагаются загадочные тагры (с ними я связываю сарматские памятники Нижнего Поднестровья, ниже их – тирагеты, а далее - гарнии или гарпии (возможно, это искаженное название карпов, уже начавших проникать к Дунаю).
По другую сторону Карпат Птолемей выделяет в первую очередь бастарнов и их ветвь - певкинов. С последними следует связывать гору Певка, один из карпатских массивов. Их земли лежали выше тагров, но насколько далеко и широко они расселялись в это время нам не понятно, так как их прежние памятники культуры Поянешти-Лукашевка уже перестали существовать. Очевидно, из-за смешения с соседними племенами их культура утратила уникальность. Рядом с бастарнами помешаются помещаются карпионы, в будущем известные как карпы. Видимо гора Карпата – северо-западные Карпаты – на южных склонах которой проживали «свободные даки», получила свое название от карпионов. К западу от карпов лежали земли мелких племен, которые я помещаю в зоне между истоками Вислы, Сана и Верхним Потисьем, которая служила контактной зоной пшеворской культуры и культуры карпатских курганов: анартофракты, бургионы, арсиеты, сабоки, пиенгиты и биессы «до горы Карпата». Сабоки, пиенгиты и биессы уверенно связываются с культурой карпатских курганов. Анартофракты по всей видимости проживали напротив анартов – племени на северо-западе Дакии, у истоков Тисы. Поэтому, их также нужно относить к племенам ККК. Германское название бургионов намекает на их связь с пшеворским населением, а арсиеты, как мне кажется, относятся к гето-дакийскому кругу племен ККК. На археологической карте арсиетам, сабокам, пиенгитам и биессам будет соответствовать скопление памятников ККК на правых притоках верхнего Днестра.
Особое внимание привлекают костобоки – трансмонтаны (или костобоки И трансмонтаны, но это маловероятно). Их родичи помещаются, как мы видели, на севере Трансильвании и Молдовы. Звучащее по-славянски название и упоминание «загорских» костобоков позволило ряду исследователей выдвинуть предположение о славянском происхождении костобоков. Имена костобокской знати, известной по римским надписям (царя Сабитуя, его детей Ульпия Тарскана и Ульпии Лупы, царицы Зиасис, ее внуков Натапора и Дрильгисы), были гето-фракийскими. Едва ли можно однозначно ответить, на каком языке говорили костобоки, поэтому наиболее оптимальным было бы обозначение этого этноса – как фракийско-славянского. Однако, анализ карты Птолемея привел меня к выводу, что костобоков – трансмонтанов нужно связывать с липицкой археологической культурой, атрибутируемой как дако-фракийская. Впрочем, приятно признаться, что я не один такой умный. Уже исследователи 1970-х гг. (В.Н. Цигилик и М. Смишко) пришли к аналогичным выводам.
Эта культура известна уже с конца XIX в., когда был раскопан могильник Верхняя Липица (Ивано-Франковская обл.). К сожалению, мне доступны лишь немногие работы по этой теме, но среди них есть фундаментальная коллективная монография «Славяне и их соседи» под ред. Б.А. Рыбакова (М., 1993). Поэтому далее мы будем наглым образом копировать и вставлять из этой книги отдельные предложения и целые абзацы.