так говорила Екатерина об этом вспыльчивом и неугомонном человеке. А между тем Александр Петрович Сумароков - это очень яркое имя в плеяде писателей и публицистов и крайне сложно переоценить его вклад в отечественную литературу, культуру и журналистику.
Александр Петрович был дворянином, активно участвовал в политической и культурной жизни России, был издателем первого частного журнала "Трудолюбивая пчела", руководил первым русским профессиональным театром и состоял в должности советника Екатерины.
Родился Сумароков 25 ноября 1717 года в небольшом финском городке Вильманстранда (ныне Лаппеенранта), в большой дворянской семье. Его отец был крестником Петра Великого и состоял на военной службе. Глава семейства старался дать своим детям хорошее образование и сам занимался с ними литературой.
В 14 лет Александр Петрович был отправлен на обучение в Сухопутный Шляхетный кадетский корпус, где был объявлен первый набор кадетов. В этом учебном заведении готовили будущих военнослужащих, чиновников и придворных. В корпусе давалось весьма разностороннее образование: языки, технические, гуманитарные науки, риторика, эстетика, танцы и музыка. кадеты участвовали в придворных праздниках, ставили спектакли и писали стихи.
Именно с этой традицией связан литературный дебют поэта. В канун 1740 года н пишет оду "Всемилостивейшей государыне императрице Анне Иоанновне"
Вспомним, мудро как ты и управляешь,
В совершенство все, зрим, тобой приходит,
В лучший цвет твоя мудрость нас приводит...
Это был настоящий поэтический дебют - поздравление было напечатано на лучшей бумаге и подписано полным именем.
После окончания корпуса Сумароков мог бы сделать блестящую военную карьеру, но он выбрал иной путь. В 1740 году он получает должность адъютанта вице-канцлера императрицы Анны Леопольдовны Михаила Головкина, но после дворцового переворота 1741 года Сумароков становится помощником графа Разумовского, известного фаворита Елизаветы Петровны.
Во время ее правления Александр Петрович был придворным чиновником и приближен к первым лицам государства. Он регулярно бывал на приемах, посещал балы и различные светские салоны. Разделял монархические взгляды придворных чиновников. В общем, вел светскую насыщенную жизнь тогдашнего аристократа. Однако ему удается совмещать свою службу с литературой, и уделять последней достаточно много времени.
В это же время начинает выпускать свои первые оды Ломоносов. Сумароков увлекается его творчеством, ищет с ним знакомства и впоследствии им удаётся подружиться. И вскоре они выступили против Тредиаковского в теоретическом споре о размерах русского стихосложения.
В то время у начинающего поэта еще не было своего сформировавшегося стиля и он ориентировался на более опытных творцов, в том числе и Ломоносова. Однако, уже 1747 году Сумароков написал свою знаменитую "Эпистолу о стихотворстве" и обозначил основные принципы своего творчества:
Слог песни должен быть приятен, прост и ясен;
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
Чтоб ум в нем был сокрыт, а говорила страсть;
Не он над ним большой, имеет сердца власть...
Вплоть до 50-х годов Сумароков занимается экспериментами, ища свой литературный стиль. В это время выходят его знаменитые произведения "Хорев" и "Гамлет". Они принесли ему небывалый успех и признание среди критиков того времени. И у поэта начинает формироваться своя литературная школа и появляются ученики. Среди них были Иван Елагин, Петр Свистунов и Николай Муравьёв.
В середине 18 века героями Сумарокова становятся люди, бывшие в его окружении. Он писал о том, что невежд больше, чем образованных, сочинял обличительные стихи и сатиры, в которых высмеивал невежество, взяточничество, жадность и алчность. Обвинял придворных людей в нелюбви к русскому языку и в пренебрежении нормами морали.
Но, говоря о жизни и творчестве Александра Петровича Сумарокова, нельзя пройти мимо и не сказать о театре. Первый русский публичный театр был учрежден императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году и Сумароков становится его руководителем. Именно Александр Петрович Сумароков разрабатывает систему руководства театром, учит актеров, пишет сценарии, драмы и комедии для постановок. Он был первым театральным педагогом, режиссером и сценаристом.
В заключении хочется отметить то, что Сумароков был первопроходцем во многих жанрах, его авторству принадлежат первые русские оперы, трагедии, элегии, сатиры, басни. Ему принадлежит и первенство в журналистике. Его по праву можно назвать первым русским журналистом. Созданный им журнал "Трудолюбивая пчела" стал по истине бичом того времени. В нем Сумароков обличал невежество, неграмотность и боролся за просвещение и воспитание. Именно его "Трудолюбивая пчела" становится прообразом более поздних изданий Николая Новикова.
Александр Петрович Сумароков был патриархом русской журналистики.
"Завистливый гордец, холодный Сумароков": именно так охарактеризовал Александра Петровича молодой Пушкин. Но зависть и холодность отождествляется здесь прежде всего в желании самому постигать знания, а также прививать окрущим любовь и стремление к образованию, воспитанию и прежде всего к русскому языку.