Найти тему

Дакийские войны. Раунд второй

(Дети Замолксиса. Часть 18. Эпизод 1)

Атака роксоланской конницы на колонне Траяна
Атака роксоланской конницы на колонне Траяна

Честно говоря, с самого начала работы над Гето-дакийским циклом, я размышлял над тем, что буду писать в этой части. Стоит ли расписывать ход военных действий Траяна и Децебала в ходе двух военных кампаний. В конечном счете, решил, что это не имеет смысла. Это было сделано не единожды до меня. Только на вскидку можно вспомнить прекрасную работу С.М. Рубцова «Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история римско-дакийских войн» и Ю.К. Колосовской «Рим и мир племен на Дунае I-IV вв. н.э.», коллективную «Историю Румынии», изданную 2005 г., мне также рекомендовали книгу И.О. Князьского «Император Траян» (никак не доберусь до нее). Наконец, есть уникальный римский источник, который буквально покадрово описывает все значимые моменты войны – Колонна Траяна (https://x-legio.com/wiki/trajan-column).
Помимо всего прочего в этом старом посте я задавался вопросом о том, какие факторы могли способствовать усилению Дакии в последней четверти I в. н.э. Точнее, я размышлял об одном из таких факторов, который не получил освещения в литературе. Это, в общем-то моя догадка, на самом деле, но она основана на некоторых указаниях письменных источников, а также на логике развития событий. В предыдущих постах я неоднократно отмечал миграции населения из Фракии за Дунай – бессов, кораллов, кробизов, троглодитов. Это только те, кого заметили античные авторы. Эти люди – храбрые воины, потерявшие дом, вынужденные уйти в чужие страны. Мы не знаем их дальнейших судеб. Они словно растворились. Но, логично предположить, что, не сумев сохранить независимость в окружении более сильных народов, таких как сарматы, они должны были искать защиты. И родственный народ, поклоняющийся тем же богам, имеющий те же бытовые привычки, был лучшим кандидатом. В общем, я думаю, что пропавшие фракийские племена влились в число даков, чем способствовали их усилению. Таким образом, даки могли компенсировать потери начала столетия.
Итак, на дворе стоял 98 г. н.э. Марк Ульпий Траян, сделавший блестящую карьеру при Домициане и усыновленный Нервой. Он сразу же начинает готовиться к грядущей войне. Поначалу император, возможно, не собирался воевать именно с даками. Есть основания полагать, что первоначально он подумывал направить мощь империи на завоевание Германии. Незадолго до этого, еще Домициан отправил на германскую границу Тацита. Плодом его работы, как считается, стал бесценный трактат «О происхождении германцев и местоположении Германии» - итог многолетней разведывательной деятельности римлян. Хотя, писался трактат для Домициана, посвящен он был уже Траяну. Полагаю, что, прочитав этот шедевр латинской научно-исследовательской литературы, Траян отказался идти воевать с германскими племенами. И дело тут, разумеется, не в каких-то особенных качествах германцев – свободолюбии и тому подобном. Просто они были нищие, а у Траяна была куча проблем. Затевать большую войну стоило только ради большого куша. Такой куш обеспечивали золотые рудники и казна Дакии. Кроме того, Рим ведет только справедливые войны. А даки, такие негодяи, «обложили римлян данью»!
Помимо прочего, инспекция показала, что в ближайшее время от германцев проблем не должно быть, поэтому часть легионов с Рейна перебрасывают на Дунай. В течении, двух лет в Мезии создается ударная группировка из 13 легионов и нескольких десятков когорт вспомогательных частей, численностью около 100 тысяч человек. Траян не планировал затягивать решение дакийского вопроса. Подготовительные действия включали также огромную работу инженеров, которые создавали новые дороги сквозь горы и готовили переправы. Траян ко всему подходил основательно.
Для переправы создавались два временных понтонных моста – у Виминация и Дробеты. Весной 101 года по ним двинулись две армии, одну из которых возглавлял лично император. Обе армии должны были действовать независимо и объединить силы лишь у Сармизегетузы. Римляне действовали не спеша: на противоположном берегу строились крепости, по пути строились дороги, укрепленные пункты с гарнизонами. Даки ограничивались нападениями мелкими отрядами, скорее всего, рассчитывая заманить Траяна в ловушку, как это было с Корнелием Фуском.
Первое серьезное сражение случилось на реке Бистре/Бистрице (!), у Тап, где некогда Домициан добился покорности Децебала. Даки напали неожиданно, поджидая римлян в лесу. Кассий Дион сообщает, что сражение было столь кровопролитным, что римлянам не хватало перевязочных средств и император приказал разорвать на бинты свои одежды. Римляне сумели отбить нападение. (Хотя, есть мнение, что этот эпизод случился во время битвы при Адамклиси). Главным итогом этой экспедиции стал захват крепости Тапы. Война затянулась, а погода портилась. Было принято решение уводить войска на зимние квартиры – к побережью Дуная и в Мёзию. По дороге к Тапам произошел любопытный инцидент: Траяну принесли шляпку огромного гриба, на котором латинскими буквами было написано послание от племени буров, германских союзников Децебала: «и буры, и другие союзники советуют Траяну вернуться назад и заключить мир» (Cas. Dio. 68. 8. 1). Часто этот эпизод расценивают как свидетельство союза даков с бурами, но с тем же успехом и даже более вероятно, что буры выступали союзниками римлян. Просто не желали большой войны с Дакией.
Зимой 102 г. Децебал предпринял ответное вторжение– его союзники во главе с Сусагом (считается царем роксоланов) перешли Дунай и стали разорять Нижнюю Мёзию. Траяну пришлось перебрасывать войска обратно на римскую территорию. У современного румынского города Адамклиси варвары были окружены и практически полностью уничтожены. Римляне потеряли 4 000 воинов.