Найти тему
Эпицентр Кукол

КУКЛА В АРХИТЕКТУРЕ. Мария Крестьяникова

Оглавление

Где взаимосвязь спросите Вы у меня?

И будете правы.

А что скажете, когда посмотрите на фото ниже?

Кукольный Домик. Windsor Castle-Queen mary’s dolls’ house
Кукольный Домик. Windsor Castle-Queen mary’s dolls’ house
Рождественский Вертеп, Неаполь
Рождественский Вертеп, Неаполь
Японский кукольный дом
Японский кукольный дом

Обнаруживается прямая связь.

Оказывается, все виды искусства, не могут существовать друг без друга, они взаимодействуют и дополняют целостную куртину.

Без правильного представления об эпохе, о внешнем облике, костюмах и окружающем пространстве, мы не можем создать достоверный образ.

Начинаем цикл материалов эксперта в области истории и теории искусства- Марии Крестьяниковой.

Пантеон – Храм всех богов. Рим.
Пантеон – Храм всех богов. Рим.

“Архитектура является главным искусством”.

Почему? Ну, хотя бы, в силу своей безусловной утилитарности. Знаю, что с этим утверждением можно поспорить, так как не совсем ясно, все-таки, искусство – это о чем? О пользе или о красоте?

И тут нам на помощь приходит прекрасный человек, живший 2000 лет назад и написавший «10 книг об архитектуре» – Витрувий. Именно он сформулировал три главные заповеди, на которые мы и сейчас сошлемся:

  • Прочность;
  • Польза;
  • Красота.

Именно эти три постулата лежат в основе понимания архитектуры.

Здание должно быть прочным, т.к. это и есть залог его надежности. Здание полезно, т.к. выполняет свою главную функцию – сохраняет то, что внутри него. И здание должно быть красивым, чтобы радовать глаз и приносить эстетическое удовольствие.

Если представить себе жизнь без архитектуры, то в средней полосе России, например, эта жизнь будет выглядеть весьма печально, особенно в зимний период. Только не говорите мне о землянках. Потому что землянка – это тоже архитектура. Совершенно неважно, каким способом, и из каких материалов построено жилище, важно, что оно защищает от ветра и непогоды. А, порой, и от врагов.

Но архитектура – это не только жилище. Если уж вспомнили землянки, то давайте заглянем под землю – метро. Это тоже архитектура. И все станции, и переходы, и подземные переходы, и вестибюли. Вылезаем на поверхность опять и смотрим по сторонам: автобусные остановки, вокзалы, административные здания, музеи, цирки, театры, мосты, арки, заборы, детские площадки. И это все – архитектура. Неужели не убедительно? Неужели этот вид искусства не может претендовать на звание главного? Хотя есть еще один, который настолько плотно и глубоко вошел в нашу жизнь, что может поспорить с архитектурой в главенстве. Но о нем в другой раз.

Первобытная архитектура.

Дольмен. Поселок Возрождение. Краснодарский край
Дольмен. Поселок Возрождение. Краснодарский край

Из школьного курса истории у нас в голове всплывают упоминания о каких-то первобытных  стоянках древнего человека, о пещерах, о странных, непонятного назначения огромных камнях, вкопанных в землю. Но, готова поспорить, ни у кого не всплывает в памяти хоть какой-то внятный образ, рисующий нам построенное из каких-либо материалов жилище древнего человека. Да потому что их не сохранилось. Даже, если они что-то строили, то из таких материалов, которые не вынесли тяжести свалившихся на них тысячелетий.

Есть только один материал, который их вынес, это – камень. Поэтому в разговоре о первобытной архитектуре мы говорим только на примере каменных останков.

Менгир из Сент-Макер-ан-Мож (Бретань)
Менгир из Сент-Макер-ан-Мож (Бретань)

Не будем «дразнить тигра» и вспоминать Горную Шорию, Аркаим и лабиринты Соловков. Этим пусть занимаются отважные ученые, готовые вынести натиск традиционной науки.

Мы же обратимся к незыблемым фактам, признанным мировым сообществом, и преподаваемым в ВУЗах.

Стоунхендж. Великобритания
Стоунхендж. Великобритания

Три разновидности первобытной архитектуры это:

  • Менгиры – отдельно стоящие камни, достигающие 5-метровой высоты, иногда образующие группы. Подобные артефакты «разбросаны» по всей Земле.
  • Дольмены – небольшие постройки, состоящие из 5-ти плоских камней, образующих подобие маленького домика. Чаще всего в дольмене на фасадном камне есть круглое небольшое отверстие, когда-то затыкаемое каменной же пробкой. Самое «богатое» на дольмены место – поселок Возрождение недалеко от Геленджика в Краснодарском Крае.
  • Кромлехи – комплекс из камней-мегалитов (огромных камней), составляющие «читаемые» композиции. Самый известный кромлех – это комплекс Стоунхендж, находящийся на территории Великобритании.

И знаете, что объединяет все эти, казалось бы, такие разные сооружения? То, что мировое сообщество до сих пор не может прийти к единому мнению зачем, с какой целью, для чего они были построены.

Конечно, основная гипотеза – это сакральные сооружения, построенные для обрядов и служения божествам. Но есть и «погребальные» версии, и «энергетические», и «астрономические».

Выбирайте, какая вам больше нравится.

Архитектура Египта и Междуречья.

Пирамиды Гизы, Египет.
Пирамиды Гизы, Египет.

Они многим похожи, эти две великие древние цивилизации.

Да хотя бы вот этими пирамидальными очертаниями своих основных, известных всему миру построек. Пирамиды в Гизе и зиккурат в Уре, главный оставшийся претендент на роль Вавилонской башни. Разница между ними, конечно, велика. И по времени, и по материалам.

Принято считать, что время постройки пирамид – это XXVI-XXIII вв.д.н.э. А постройку оставшегося зиккурата относят к XXI в.д.н.э.

Принято считать, что пирамиды строили из цельно каменных блоков, а зиккурат из необожженного кирпича.

Принято считать, что пирамиды – это усыпальницы, хотя ни одной мумии там не было найдено, а зиккурат – это храм или даже храмовый комплекс.

Но  в нашей с вами беседе об искусстве даже не это все важно. А то, что уже в древности человек стремился к монументальным формам, к огромным, поражающим воображение масштабам.

Зиккурат в Уре
Зиккурат в Уре

Причем, смотрите, какая схожесть формы. А ведь именно один из зиккуратов, назывался он Этеменанки («дом, где сходятся небеса с землею») восприняли, как посягательство на величие Бога. Именно эту башню, в последствии назовут Вавилонской и сделают ее символом утопии.

А на самом деле зиккураты – это храмы. Огромные, не полые, сложенные из кирпича искусственные горы.

Наверху святилище, куда может заходить только главный жрец.

В Египте храмы выглядели совсем иначе. Храм в Египте – это процесс. Это дорога в Царство пламенного Ра. Процессия проходит через несколько «испытаний»: аллея сфинксов (ответите ли вы на все их каверзные вопросы), гипостильный зал (прочтете ли вы всю Книгу Мертвых, написанную на огромных колоннах в этом зале без крыши), стражи-фараоны, сидящие у пилонов и святилище, в которое, конечно, может заходить только жрец.

Масштаб, грандиозность, колоссальность. Все признаки гигантизма, которые свойственны и современной нам архитектуре.

И почему кажется, что древние люди были другими? Да такими же. С теми же стремлениями и мечтами. С теми же надеждами и страхами. И, конечно, с теми же чувствами.

Продолжение следует…

Материал подготовила Мария Крестьяникова.