Найти тему
Чувства Штиля

Чему не учат в музыкальной школе

Photo by Dominique Stueben, unsplash.com
Photo by Dominique Stueben, unsplash.com

Детская музыкальная школа - полновесное учебное заведение с педагогами, классами, предметами, даже музыкальными инструментами. Оно первое и самое базовое звено в цепи музыкальных учебных заведений, выпускающих профессиональных музыкантов. Чтобы ответить на вопрос из заголовка, пойдем от противного и разберем, чему там можно научиться.

  • Музыкальной теории. Ученик получит представление о звуковысотности, ритме, мелодии, динамике и гармонии. Познакомится с терминологией.
  • Работе с нотами. Воспитанник ДМШ научится их читать, писать и воспроизводить.
  • Основам исполнительского мастерства. Учащийся получит разнообразные двигательные навыки, необходимые для игры на инструментах. 
  • Развивать музыкальные способности. Ученик разовьет слух - мелодический и гармонический - и чувство ритма.
  • Развивать кругозор. Изучая произведения, учащийся познакомится с мировой музыкальной культурой.
  • Основам игры в коллективе. Из воспитанников ДМШ сформируют ансамбли и научат совместному музицированию. 

Считается к тому же, что музыкальная школа воспитывает и прививает своим ученикам музыкальный вкус. Это, как по мне, весьма сомнительно. Тут история та же, что с уроками в общеобразовательной школе: литература, рисование и музыка с аналогичной задачей не справляются. Трудно из-под палки привить что-то даже через самые удивительные сокровища мировой культуры. Ученик со временем приобретет музыкальный вкус на основе самостоятельно полученного опыта слушания и игры.

Теперь перейдем к предмету статьи и разберем, чему музыкалка, к сожалению, пока научить не может.

Мыслить. Как ни грустно, в ДМШ воспитанник научается только играть с листа, учить произведение наизусть и механически воспроизводить его на сцене. Похоже, только ученики, ориентированные на музыкальную карьеру, анализируют произведение и пытаются понять, где его компоненты можно в дальнейшем применить. Даже если с преподавателем учащемуся повезло, ему часто не хватает на это времени.

Петь под собственный аккомпанемент. Один из самых востребованных навыков. Этого хотят окружающие, пожалуй, ото всех инструменталистов-недуховиков. Да и многие учащиеся, думаю, были бы не против. И в музыкальной школе об этом знают, но программой не предусмотрено. Очень многие гитаристы, учащиеся и выпускники ДМШ, чувствуют свою беспомощность, когда дело доходит до этого.

Импровизировать. Казалось бы музыка не статична и состоит не только из классики, которую нужно играть строго по нотам. Поначалу, когда эти самые ноты только изучают, да, резонно. Но почему нельзя дать ученику право сыграть на сцене свою интерпретацию? Почему в середине набившего оскомину произведения ученику нельзя сыграть озорное соло, если у него хорошее настроение?

Передавать эмоции произведения. Разве не уныло просто находиться на сцене и механично воспроизводить ноты? На экзамены и отчетные концерты же приходят зрители. Почему им должно быть непременно скучно? Произведение может быть сложное для ученика и тяжелое для восприятия. Но, если его еще и играют без огонька - туши свет, сливай бензин. Ученикам самим было бы интересно запомниться зрителям и получить аплодисменты не потому, что пора и не только от болельщиков.

Играть современную музыку. Как обидно бывает воспитанникам ДМШ изучать только академическую музыку. Особенно, когда однажды к ним домой приходят гости и просят сыграть. Гости надеются услышать что-то близкое и знакомое, и это, мягко говоря, не всегда канонические композиции. Почему нельзя разучивать, кроме программных произведений, классику рока, джаза, добротную поп-музыку? Неужели от школы убудет? 

Подбирать на слух. Сольфеджио - прекрасный, нужный предмет. Но почему учеников не поощряют подбирать дома любимые песни или радийные хиты, идущие в прямом эфире? Это реально развивает слух и кругозор, укрепляет связь ученика с инструментом. А еще помогает понять, как устроена музыка.  

Объединяться с единомышленниками. Ансамбли в ДМШ формируются, как и классы в общеобразовательных школах: случайным образом, по спискам, по указанию педагога. Учащийся в очередной раз оказывается лишенным выбора. Это угнетает и убивает желание взаимодействовать с коллективом.

Нам надо ЭТО сыграть? Ну ок... Что там препод говорил?..

Ученики лучше сыграют, если дружат, если чувствуют взаимное притяжение, если могут сами выбирать композицию или сделать кавер. В таком случае результат всех приятно удивит. 

Подход к музыкальному образованию, да и к образованию вообще, давно пора пересмотреть, сделать менее формальным, индивидуализировать. Мы всю жизнь учимся чему-то, так пусть этот процесс увлекает, вдохновляет, радует. Почему обучение музыке все еще приходится отбывать? А вы что думаете?