Восстановление и сохранение обрядности славянских праздников на основе фактов и логики.
Начало современному Родноверию было положено в Калуге в 1991 году.
Вячеслав Павлович Пальмин написал объявление в газету "Калужские новости" : "Создам русскую языческую партию"
Это объявление увидел Вадим Станиславович Казаков.
Эти два человека являются основателями Калужской Славянской Общины (КСО). Решено было, что это будет именно Община, а не политическая организация.
22 октября 1993 года
впервые в газете появилась статья, за подписью "Калужская Славянская Община".
Первое воззвание к людям от имени КСО было напечатано на печатной машинке и распространено на ул. Кирова в Калуге Вячеславом Пальминым и Вадимом Казаковым в ноябре 1993 года.
Упорный поиск в течение 1993 и 1994 года единомышленников, других славянских общин не дал никаких результатов.
Позже, к радости создателей Калужской Славянской Общины, выяснилось, что другая славянская община в России всё-таки была. Это была обнинская община "Триглав", созданная осенью 1993 года. Всё! На конец 1993 года в РФ общин не было.
Было, как позже узнали, одинокие язычники, был "Союз Венедов" - куль⁸турно-философское общество, был "Клуб славяно-горицкой борьбы", члены которого в 1994 году организовали "Московскую Славянскую Языческую Общину", МСЯО. Ещё борцы подсказали, что в кировской области в лесу жил тогда Доброслав (Добровольский Алексей Александрович). Доброслав ответил на письмо их Калуги и прислал адреса дюжины соратников, в том числе - Прозорова Льва Рудольфовича (Озара Ворона). Больше никого.
К концу 1993 года в КСО было пять человек.
Поскольку создавалась религиозная община, необходимо было провести большую исследовательскую работу по восстановлению обрядности славянских годовых празников.
Эту миссию принял на себя Вадим Станиславович Казаков. Работа велась активно, постоянно, упорно.
В начале 1994 года появился первый Именослов. Его автор - Вадим Казаков.
Автор называет его пилотным, поскольку "Именослов" редактировался, дополнялся, уточнялся, появлялись документы, которые в то время были недоступны.
В этом же году были написаны первые сценарии славянских праздников, на основе исследований сохранившихся описаний традиционного уклада жизни наших предков.
По крупицам восстановленная, на тот момент, обрядность некоторых славянских праздников, связанных с природными циклами, могла очень хорошо помочь другим людям. Осознание того, что ты не один, что есть уже база, опыт очень вдохновляет! Тропинка в "джунглях" уже протоптана, начало положено.
Итак, к концу весны 1994 года в России было три славянских языческих общины:
Московская Славянская Языческая Обшина (МСЯО);
Калужская Славянская Община (КСО);
Обнинская ведическая община "Триглав".
На этом славянское язычество в России исчерпывалось.
Поэтому, всё современное Родноверие в России, каким мы его теперь представляем, было заложено в 1991-1994 годах. И хорошо, что так получилось. Потому что многие пошли не путём реконструкции, восстановления традиций, а путём фантазий на тему язычества.
Движение начинается с одного шага. Дальше появляется опыт, поддержка и уже хочется идти дальше. Появляется новая информация, дополнительные ссылки на нужные книги и исследования. Где-то, да проявляется истина, "чистый источник".
Трудности и препятствия с различных сторон придают силу, уверенность и понимание необходимости иинужности начатого дела. Сложного - безусловно! Но необходимого прежде всего себе, своим детям, своим соотечественникам.
Весной 1994 г. было опубликовано в газете знаменитое объявление о приглашении на Купало.
В 1994 году в Москве в русской национальной печати был опубликован отрывок Именослова Вадима Казакова.
В 1994 году кроме Калуги и Обнинска никто не проводил регулярнвх славянских праздников в России.
И наконец-то случилось эпохальное событие - Купало 1994 года. На празднике было 19 человек. Все пошили славянские рубахи.
Когда В.С.Казаков погрузился в изучение славянских обрядов, он понимал, что отделить "зёрна от плевел" порой сложно, порой и невозможно. А где-то это "шито белыми нитками", сразу понятно, что это чья-то фантазия.
"Хорошие" фальшивки, как правило изначально обладают продуманой легендой их нахождения, появления на свет: записи со слов очевидцев, неких табличек-подленников, которые никто не видел (да это и невозможно!). Наличие некоего отправного "подленника" и не предполагалось: он либо "погиб на пожаре", либо "изъят при обыске". Нередко в качестве протографа используется та же фальшифка, только более древняя.
Большая исследовательская работа в течение уже 30 лет велась и ведётся постоянно. Что-то остаётся неизменным, какие-то материалы и документы получают подтверждение, либо уточнение, либо опровержение.
Коммерческие проекты создания фальшивок на тему родной веры славян расцвели полным цветом в начале 2000 годов. Многие люди "ведутся" на эти новоделы и искренне верят им.
Любая работа проверяется перекрёстно. Кросс-тестом. Работа по истории проверяется археологией, ДНК-гениологией, языкознанием. Если история не соответствует археологии, то она должна хотя бы "биться" языкознанием и ДНК-генеалогией. Если они не подтверждаются ничем, кроме "древней летописи",- то это уже повод задавать вопросы!
Восстанавливая обрядность праздников годового природного цикла славян, Вадим Казаков не предполагал пользоваться источниками, такими как "навеяло", "и услышал я глас с неба" или "был мне вещий сон". Исследовательская работа опиралась на реальные источники сохранённые, воссозданные исследователями из летописей и старинных документов, из кропотливой архивной работы по исследованию книг и монографий на соответствующую тему.
"Очень важно понимать, что лучина язычества не угасла. Угасла языческая теократия. Осталось много источников, которые можно исследовать. Это мифология, в том числе сказки для детей на основе исконно русских сюжетов, былины.
Остались лешие, Баба Яга, кикиморы, черти. Всё это из язычества. Терминология осталась: бог, молитва, святой, жрец, треба, храм. Традиция была сильно порушена, но не полностью. То, что не смогли разрушить переиначили на свой лад.
Возрождение язычества началось ещё в 18 веке, когда ещё были старые языческие общины.
Языческие традиции возрождали этнографы, историки, поэты....
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век....
Волхвы не боятся могучих владык...
Если бы не известные события, все эти -измы, революции и проч.- проч., то мы получили бы языческие общины не в начале 1990х, а в самом начале 20го века.
Вадим Станиславович Казаков делает акцент: "Очень важно, что хотя мы и восстанавливаем по крохам славянские традиции, обряды, празники, мы не делаем шаг назад. Мы восстанавливаем то, что изменилось бы в язычестве, даже если бы ему не пришло на смену христианство. Избавляемся от ненужнвх и глупых обрядов и суеверий. Вводим новые, под стать новым временам, образы на основе старых представлений и традиций".
День Весеннего равноденствия, 1995 год.
Более позднее название этого языческого праздника было отвергнуто. Доброслав был против. И Вадим Казаков предложил название - Комоедица.
Б.А. Рыбаков упомянул это название в своей монографии. Оно было зафиксировано этнографами в Белоруссии, как название дня весеннего равноденствия.
Праздник прошёл "как по маслу", ведь масленичная обрядность довольно хорошо сохранилась.
Что касается обрядности именно этого дня: что такое масленица? Это похороны. Самым главным масленичным блюдом был "хварост" (печенье), как олицетворение погребального костра. А сам праздник - это грандиозная тризна по ушедшей Зиме-Марене. Блины - так же поминальное блюдо.
В ночь с 30 апреля на 1 мая 1995 года на капище "Сокол" был проведён первый в России праздник Родоница - Встреча Дедов.
10 мая 1995 года в России был проведён первый в истории современного Родновения праздник День Земли на капище в деревне Секиотово.
В 1995 году был проведён первый в России праздник Радогощь на Чёртовом городище. Присутствовало 23 человека.
В 1995 году впервые в России был проведён праздник День Макоши на капище "Сокол". Было 15 человек.
В конце 1995 года было введено жреческое облачение образца 1995 года.
В этом же году вышел второй Именослов с отредактированным славянским календарём-месяцесловом.
Затем была Коляда 1995 года на капище "Сокол", где состоялось первое в РФ языческое венчание. Присутствовало на празднике 20 человек.
В 1995 году Калужская Славянская Община стала первой общиной в РФ, которая провела непрерывный полный круг годовых праздников славян (кроме Дня Велеса) при неоценимой помощи обнинской общины Трояна.
К 1996 году была разработана и "претворена в жизнь" основная обрядность славянских годовых природных праздников современного Родноверия. Как это делалось? С помощью постоянного изучения этнографии, археологии, монографий на нужные темы, включением логики.
На то время уже вышли тысячные тиражи книг, миллионные тиражи газет. Все это просачисалось через инфопространство. И не было вокруг никого из "главных родноверов страны", проявившихся в 2000-х, да и заполонивших интернет "сказками про белого бычка".
В 1996 году впервые в РФ был проведён праздник Велесов День.
Присутствовало на нём 30 человек.
Нашли большую поляну на берегу Оки, которая станет союзным капищем "Гамаюнщина" и будет им до 2011 года.
В 1997 году началась подготовка к созданию Объединения общин. Выходит третий Именослов В.С.Казакова тиражем 5000 экземпляров.
В 1997 году прошёл первый в РФ праздник Турицы Зимние (Водосвятие). На празднике было 8 человек.
В этом году вышла книга В.С. Казакова Мир Славянских Богов.
Вадим Станиславович Казаков стал продвигать идею воссоединения имеющихся языческих общин в единую организацию. Обращение к славянским общинам о создании единой организации было опубликовано в вестнике КСО "Вятич" и разослано в общины.
19 июля 1997 года - день создания Союза Славянских Общин. Это первая в истории Российской Федерации языческая организация.
В создании Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры приняли участие пять общин:
Калужская Славянская Община.
Обнинская ведическая община "Трояна".
Московская Славянская Языческая Община.
Московская община "Коловрат".
Рязанский "Союз Славян".
Начинать всегда сложно, но интересно. Люди, которые стояли у истоков современного Родноверия, знали, что пришла пора, что это необходимо сделать.
Надо отметить, что на тот момент, т.е. в 1997 году, кроме Именослова и Мира Славянских Богов, не существовало книг по родной вере с описанием праздников и календаря славян с описанием богов и требы им. Всё было пусто!
А ведь Славянское Язычество является исконным вероисповеданием славянского этноса.
У наших предков не было никакого обозначения для своей религии. Им это было не нужно. Когда кругом люди одного слова (словене), тогда нет смысла как-то разделяться. А обозначение "языческий" - это уже христианская терминология (калька от "этникос" - "народный"). Понятие "Родная Вера" было введено в России в июне 1998 года. В вестнике ССО СРВ (Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры) "Вятич" 6(8) напечатан был доклад В.С. Казакова, где впервые употребляется это понятие.
Таково было начало Пути длиною в 30 лет! Много сил и энергии заняло восстановление по крупицам традиций заложенных нашими предками. Но много и приобретено на этом Пути - ответная энергия и Любовь, получаемая от Родной Земли, от общения с Родной Природой, от установления связи со своими корнями с помощью ритуалов почитания Предков.
И всё просто: простые одежды, родная природа, родные люди, которые видят, чувствуют, созерцают деревья, поля, небо Природного Храма.
Почувствовав себя в Природном Храме, меняется отношение к себе. Теперь ты часть природы, и ты это знаешь.
Места для капищ выбирали и выбирают чудесные! Они стоят на возвышенности в излучиле реки, где есть и лес и невероятная даль... Хорошо полетать над ней! Но, если не прочувствуйшь сам, сложно понять о чём речь. Красота в глазах смотрящего.
Материалы для статьи взяты из книг и лекций ректора Училища Родной Веры Славян В.С. Казакова.
Фотографии взяты из группы во ВКонтакте "История ССО СРВ".