На вопрос «Какой автомобиль является самым безопасным в мире?» большинство из вас наверняка ответит – конечно Volvo! И вы будете недалеки от истины. Однако ещё полвека назад пальму первенства в области создания передовых технологий автомобильной безопасности прочно удерживали немцы из Mercedes. Когда в 60-е годы прошлого века всерьёз встаёт вопрос о необходимости существенно повысить выживаемость водителей и пассажиров колёсного транспорта (а из-за возросших скоростей и большого количества машин смертность на дорогах стала катастрофически расти), Mercedes-Benz охотно откликается на призыв и приступает к разработке экспериментальных безопасных автомобилей – ESV, Experimental Safety Vehicle.
Стоит отметить, что собственные наработки в этой сфере начинают создавать и ребята из Volvo, Nissan, Toyota, Renault и прочих автогигантов. Но парни из Штутгарта, в отличие от конкурентов, вкладываются в идею по полной. И вместо парочки концептов выпускают целых 35 автомобилей повышенной безопасности. Многие из них закончили свой земной путь участием в краш-тестах, но некоторые и поныне хранятся в музеях.
Впервые над идеей сделать свои машины более безопасными для водителей и пассажиров инженеры Mercedes задумались ещё после Второй мировой войны. А внедрять готовые решения в серийные модели начали уже в 50-х. 26 октября 1971 года на конференции в Зиндельфингене спецы компании с гордостью презентуют прототип ESF 05. Аббревиатура расшифровывается как Experimental Sicherheits Fahrzeuge – тот же ESV, но на немецкий лад. Выглядел он крайне неказисто из-за своих гигантских бамперов. Зато эти элементы были полностью травмобезопасными, поскольку создавались из эластичных материалов, внутрь которых интегрировались гидравлические демпферы.
В список достижений концепта можно также смело записать усиленную структуру кузова, систему ABS, наличие трёхточечных ремней безопасности на каждом сидении, мягкое полиуретановое покрытие панелей, с которыми в случае аварии могли бы контактировать водитель и пассажиры, педали скруглённой формы, остекление с ламинацией, систему контроля исправности лампочек стоп-сигналов и поворотников. И дворники не только на заднем стекле, но и на фарах головного света. В наши дни подобный список можно было бы назвать джентльменским набором большинства современных авто, но в те времена ESF 05 был единственной моделью в мире, получившей одновременно все вышеназванные опции!
Другой важной особенностью немецкого супербезопасного концепта стали эйрбеги, предусмотренные как для передних, так и для задних пассажиров. Последние разместили в спинках сидений переднего ряда. Чтобы сохранить при этом достаточно места в задней части салона, колёсную базу пришлось увеличить на 10 сантиметров. К тому же концепт сильно прибавил в весе. ESF 05 оказался на целых 665 кг тяжелее серийного W114, в том числе из-за веса новых сидений – по 63 кг каждое вместо обычных 16.
Годом позже на очередной конференции ESV в Вашингтоне парни из Mercedes презентуют новое поколение своего «сейфти-кара» с индексом ESF 13. Немцам удалось пересмотреть конфигурацию бамперов, укоротив длину модели на 105 мм по сравнению с предшественником при сохранении аналогичной ударопрочности. Правда пришлось пожертвовать весом – он вырос на целых 40 кг по отношению к «пятёрке».
В следующем, 1973 году, специалисты марки меняют подход к вопросу и начинают всерьёз готовиться не к созданию очередных версий экспериментального транспорта для демонстрации собственных достижений, а к внедрению готовых решений в серийные модели. Так на свет появляется прототип под названием ESF 22, созданный на базе новенького W116. Передок, правда, приходится заменить на более травмобезопасную версию от модели SL R107 с утопленными внутрь фарами, укомплектованными очистителями и омывателями. И иной, менее выпирающей вперёд решёткой радиатора. Кроме того, всю переднюю маску покрывают специальным упругим материалом. Набор опций безопасности аналогичен предшественнику во всём, кроме ремней безопасности – их укомплектовали преднатяжителями.
К такому автомобилю инженеры Mercedes предъявляют куда меньшие требования, чем предписано концепцией ESV: максимально допустимая скорость удара снижается с 80 км/ч до 65 км/ч. В том числе благодаря этому экспериментальная модель тяжелее и длиннее своего серийного предшественника всего на 287 кг и 280 мм. Окончательную точку в семействе ультрабезопасных концептов немцы ставят летом 1974 года вместе с моделью ESF 24. Разработчикам удаётся полностью сохранить внешность W116, почти на 100 кг уменьшить вес и ещё на 15 мм сократить длину прототипа.
В итоговом отчёте, датированном 1975 годом, немцы объявляют о завершении проекта и называют ESF24 наилучшим компромиссом между первоначальными требованиями программы ESV и серийными автомобилями Mercedes. Согласитесь, удивительно, насколько далеко удалось продвинуться вперёд инженерам марки всего за каких-то 4 года… Вот он – показатель высшего класса в индустрии.
Подготовлено по материалам портала Motor.ru