Убивайте всех, Господь узнает своих
Так как англоязычное кино давно стало эквивалентом мирового кино, а великая и ужасная Америка своего средневековья не имела, то историю с больших экранов нам втюхивают все больше сравнительно маленького острова, что пафосно зовется Великой Британией. И мифический король Артур в этом мешке, и женообильный Генрих Восьмой, и безголовый Карл, и парочка Викторий, и так далее, вплоть до недавно сгоревшей свечой на ветру принцессы Дианы. Мы толком не знаем, почему папа Петра Первого Алексей Михайлович номерного имени не имеет, но прекрасно осведомлены, что хороший монарх Ричард Львиное Сердце страдал от козней плохого монарха Иоанна Безземельного. Бесчисленно экранизированные Робин Гуд каждой новой лентой это подтверждают.
В картине Джонатана Инглиша упомянутых знаменитых персонажей не было. А несчастного сира Джона шпыняли за вероломство в вопросе хартии вольностей. Мол, душил демократию, словно Лукашенко домохозяйку Тихановскую. Конечно, специалистам виднее, но, сдаётся мне, что вольница крупных баронов-феодалов – это просто вечная борьба за власть, вряд ли челядь этих же баронов в данной хартии хоть на фартинг дополнительных прав поимела. Это вольности, чьи надо вольности. Одна сторона во имя справедливости французского короля призывала, другая – датских наёмников. Чума на оба их дома, то есть, замка.
Вот один из замков, Рочестерский, и был яблоком раздора большую часть фильма. Добрые рыцари малым числом задавали перцу королю Джону-Иоанну с лицом алкоголика со стажем. Что в ленте было на уровне, так это натурализм. Если чего отрубают, то кровь пол-экрана заливает. Голова – прочь! Правая нога – хрусть, пополам! Левая – хрусть, пополам! Вот до чего эти трамваи доводят! В смысле, королевское вероломство. А болеть зрителю предлагали за рыцаря-тамплиера, которых когда-то славно рубили наши предки на другой стороне Европы. Но тут он, конечно, герой, нехороших захватчиков разделывает и левой, и правой.
Старательно загримированные актеры не последнего ранга Джеймс Пьюрфой, Брайан Кокс, Пол Джаматти с удовольствием лицедействовали в предложенных локациях. Если, конечно, не обращать внимания на такие мелочи, как отполированные зубы и руки, более привычные к смартфону, нежели к боевой секире. Ну да, ладно, тут наши рубят не наших. И даже катапультами, аки ланцетами, точечно истребляют. Снобы, конечно, поправят, что это не катапульты, а требушеты. Но мы историческо-артиллерийских институтов не заканчивали, нам простительно.
Фильм поглотился быстроусвояемыми углеводами. Как вошло – так и вышло. Чтобы болеть за соплеменников Айвенго, надо лицезреть кого-нибудь попривычнее. Как, например, артиста Хмельницкого в советской «Балладе о доблестном рыцаре». Тоже баронский замок штурмовали, но под песни Высоцкого сие действие завораживала куда более. А уж основанный на реальной истории факт, что злой король Джон умер от поноса, понизил и этот слабый градус напряжения. Пусть англофилы оргазм ловят от средневековых аристократов, что мылись два раза в жизни. Да и большинство зрителей смотрят другое – недаром сборы фильма в мире оцениваются в пять миллионов – уровень прибыли какого-нибудь Сарика Андреасяна, а не исторического боевика. Но, если русскоязычный сегмент регулярно знакомят с английскими легендами, значит, это кому-нибудь нужно.