Басня строится на приеме иносказания. Иносказание (в уз.смысле - аллегория; в шир.см. - высказывание, содержащее скрытый смысл). Басни писал не только Крылов, но и Сумароков, Дмитриев.
Признаки басен:
1. Социальная злободневность, связь с историческими событиями и общественной жизнью.
Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).
Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка ;
Затеяли сыграть квартет”
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:
Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.
Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней”,
Им отвечает Соловей.
И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
“А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь”.
Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей... говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
2. Разочарование в категории разума (вспоминаем классицизм, где был культ разума). Басня Крылова не столько указывает на порок, сколько показывает его.
3. Необычная жанровая природа. Есть элемента как драмы, так и лирики, а именно:
от лирики - присутствие образа автора, иногда он говорит от местоимения "я"
от драмы - диалоги между персонажами, наглядное действие
Крылов-баснописец, бывший просветитель, расставшийся со многими иллюзиями просветительства и принявший в качестве отправной позиции народный «здравый смысл» и «золотую середину» в споре враждующих общественных и литературных сил, своими баснями «врастал» в реализм. С большими оговорками, но все-таки то же самое можно сказать и о А.С. Грибоедове, создавшем на не романтических основах блистательную комедию «Горе от ума».
Благодарю за прочтение! Удачи на экзамене!:)
ps. не забудь подписаться, чтобы не пропустить выход новых статей