Я не хочу этого видеть. Я не хочу об этом думать.
Я не хочу этого знать. Просто закрыть глаза - тоже не помогает. Есть ад. Он здесь. В нем все: больные, истощенные, калеки, брошенные - и все они невинные. Что же это за ад, ведь ад же для наказания был создан?! Но нет.
Моя Бурятия.
Почему-то я знала, что при любом раскладе полечу в Улан-Удэ.
В аэропорту лила слезы, читая сообщения наших ребят, которые приехали туда еще раньше.
Романтикой Сибири, близостью моей сокровенной мечты - Байкала, чарующей зимой меня уже было сюда не заманить.
Но я все-таки села в самолет.
За свою жизнь восточнее уже родного Екб я так и не забралась. Бурятия-это впервые.
Тем кто нигде никогда не был -неоценимый опыт.
Край суров, красив, как холодные драгоценные камни, и навевает тоску и ужас.
В Улан-Удэ я поехала не одна, но и в команде сил это зачарованное место не прибавляет, а как будто берет все, что есть у тебя, и ты ещё остаёшься должен.
Нужно бывать здесь по другим поводам, определенно, хотя теперь я в этом не уверена.
5,5 часов полёта - и я в Улан-Удэ.
Переоделась в машине в "рабочую" одежду. Приехали в приют. ЦАСС.
Территория охраняемая, наглухо закрытая забором.
Нас не пустили, хотя общественную организацию - не имели права.
Мы выдвинулись в Ананду.
Моя Ананда.
Ананда - ООО, юридическое лицо, здесь содержатся животные, отловленные по муниципальным контрактам. Неагрессивные животные после стерилизации и вакцинации должны быть выпущены в прежнюю среду обитания. Но выпуск законодательно запретили, животные превратились в узников, масса которых стала нарастать лавиной. Одно время их содержание в приюте оплачивалось, но в ожидании выхода постановления об эвтаназии финансирование вдруг прекратилось. И животные превратились в смертников, без еды, вакцинации, обработки и ухода, поскольку приюту это теперь предстояло делать на собственные средства. А новые собаки по отлову тем временем прибывали, контракты работали.
Около 2000 смертников в Ананде. Ребята видели почти всех. Я не видела самых страшных в ангаре, но видела больных, истощенных, умирающих и мёртвых в уличных вольерах.
Собаки ходят по трупами, едят трупы, умирают от голода и инфекций.
Самые слабые лежат в кучах замерзших фекалий. Те, кто поздоровее пытаются выживать, объедая других при кормлении. Поскольку в вольерах по 2-4 собаки, то еда в первую очередь достаётся активным и сильным, а истощенным- крохи.
Фекалии, вмерзшая в миски каша из какого-то дешевого дерьма. Скелеты, пытающиеся эту кашу выгрызть. Я это видела.
Все ужасающие посты о Бурятиия:
Никто меня не убедит, что этого не было.
Никто мне не объяснит, что "Так бывает..."
Ничто меня не заставит найти хоть слово оправдания происходящему там.
Вольер 621.
Я очень эмоциональна, но в критической ситуации умею мобилизоваться.
Пройдя несколько рядов страшных вольеров, дошли до вольера 621.
Мобилизация не помогла, случилась истерика: ходячий труп с огромными глазами небесного цвета, с острыми рёбрами под лысой кожей с клоками свалявшейся шерсти на длинных полусогнутых лапах-палочках. Красивый хаски или очень близкий метис превратился в страшный призрак собаки. Я стояла парализованная от ужаса посреди вольера, держа в руках пакет корма. Призрак собаки вцепился в пакет, я боялась, что он съест и его. Корм рассыпался, а несчастное животное все прыгало около меня, не понимая, что нужно есть, он как будто ослеп и не знал, где еда...
Мой кошмар, моя боль, мой узник "Вольер 621, бирка 3876"... Позже я не нашла его на видео с отправки, надеюсь, что он уже уехал.
Аграфена. Фенечка. Финик.
Мила не могла отвести от нее глаз: "Как я хочу забрать её отсюда прямо сейчас!"
Странное имя не выходит у меня из головы, когда я думаю об этой маленькой собаке - Аграфена. Совершенный щенок, полугодовалое наивное чудо, стоит на задних лапах и задорно гавкает на проходящих. Худенькая, с прекрасными глазами чайного цвета и с огромной биркой отлова в нежном щенячьем ушке. Бред какой-то, она же щенок, но она тоже здесь...
Ударцев.
О крутом Алексее на белой ауди в светлой коже, спасающем собак откуда угодно, даже из лесов и болот, я знала давно, личность легендарная. 1,5 года назад я узнала, что он крутой фотограф. Сейчас я узнала, какой он друг и человек. Особенно здесь, в перевернутой реальности - человечище.
Девочки.
Мила. Я задержалась у вольера Фенечки и догоняла ребят, свернувших в следующий ряд вольеров. На входе я почти сбила Милу. Ужас в её глазах я буду помнить. Мила не хотела, чтобы я увидела, увидела маленького рыжего пёсика, доедавшего труп другой собаки. Даже сейчас Мила, наша хрупкая Мила, меня оберегала...
Лера.
Трупы попадались довольно часто. Лера как будто знала, в какие вольеры нужно зайти и осмотреться внимательнее - видела всех: слабых, заболевших, травмированных... И эта сильная девушка выносила погибших собак из вольеров на руках...
Настя.
Тысячи букв, складывающихся в слова, фразы, сообщения. Поток знаков, вылетающих из-под её пальцев, как в ускоренном видео. Коммуникации, переговоры, люди, люди, люди... договорённости и отказы от них, и опять всё заново, по кругу.... Любой компьютер давно бы сдох, решая такую лавину проблем. Железо не выдержит. Выдержит Настя, ценою сна, покоя, личного времени. Есть цель и она того стоит.
В этой игре за столом ещё два персонажа - Жизнь и Смерть - нужно быть начеку, нужно не спать...
Мой выбор.
Мы стояли там на грани добра и зла. Каждый волен выбирать. Можно залиться слезами, закрыть глаза рукой: не показывайте мне это! - и пережив первый стресс, жить дальше.
На мой взгляд - это выбор стороны зла. Зло проникает в каждую клеточку нашего бытия, а в этом аду оно корнями прорастает во все ещё живое, мягкое, теплое, но уже остывающее.
Не уподобляйтесь, найдите в себе силы для выбора, остантесь там, где есть жизнь и надежда. Подарите надежду сами - тогда я принимаю ваш выбор, тогда я благодарю вас за него, тогда вы - люди, человеки.
Там мы увидели и ощутили это горе, но оно не проходит. Оно длится. Мы уехали, а они остались и каждую минуту проживают в мучениях .
Я верю в безграничную силу и доброту людей, верю в то, что каждый не знает глубины и границ своих возможностей по спасению тех, кто без нас обречён.
Участвовать - это отдать несколько минут своего спокойствия ради выживания этих обречённых.
Вы сильные, вы справитесь: расскажите и опубликуйте репост, зайдите на страницу ХаскиЕкб Huskyеkb - возьми хаски из приюта и поддержите публикацию о собаках Бурятии - пусть тех, кто ее увидит станет ещё больше. И тогда помощь действительно придёт, и эти смертники получат свой единственный шанс. Благодаря вам.
Фото Алексей Ударцев и Мила Хлыбова
Кинолог Валерия Прокина
Текст Наталья Лихачева