Найти тему

упражнение Борхеса.

В психологии есть тест «нарисовать несуществующее животное» и по рисунку дать интерпретацию личности рисующего. Увидев «книгу вымышленных существ» Борхеса я решил прочитать её и посмотреть философскую взаимосвязь с тестом, однако никакой прямой связи нет. Единственно что можно сделать это интерпретировать рассказы о животных через призму теста, но это большой труд, делать который нет мотивации. Однако, читая про существа я наткнулся на Стоглава:

«Стоглав — это рыба, порождённая сотнею бранных слов, произнесённых в течение жизни, во всём остальном безупречной. В одной китайской биографии Будды рассказывается, что он как-то повстречал рыбака, тащившего из воды сеть. С большим трудом рыбак выволок на берег огромную рыбу, у которой были головы обезьяны, собаки, лошади, лисы, свиньи, тигра и так далее — всего сто голов.

— Ты Капила? — спросил Будда у рыбы.

— Да, это я, — ответил стоглав и испустил дух.

Будда объяснил своим ученикам, что в предыдущем воплощении Капила был брахманом, который стал монахом и был непревзойдённым знатоком священных книг. Когда его собратья и ученики неправильно читали какое-либо слово, Капила имел обыкновение обзывать их «обезьянья голова», «собачья голова», «лошадиная голова» и тому подобное. После его смерти по закону кармы он из-за столь многих бранных слов должен был воплотиться в морское чудовище, обременённое всеми теми головами, которыми он награждал своих собратьев-монахов.»

И вот какая мысль меня посетила, что из притчи можно сделать психологическое упражнение. В сказко-терапии детям через сказку предлагается что-то понять или осознать, чаще всего предлагается написать свою и изменить под взглядом взрослого терапевта те части истории, которые пугают или не нравятся малышу. Различных техник очень много. Так вот данную притчу о «стоглаве» можно показывать и детям и взрослым, предлагая представить в кого превратиться их обидчик — учитель или хулиган-булер, если не перестанет обзываться и оскорблять человека. Я попробовал. В детстве меня отдали в музыкальную школу по классу фортепиано, учитель которого обзывала меня всякими нехорошими словами. К моему счастью, я многие из них забыл, точнее моя психика забыла наиболее тяжелые и ранимые, а запомнила те, на которые я не обращал особого внимания это «у тебя пальцы- как сосиски, ты сосисочный король». Что-же ,пришло время вернуть Ирине Владимировне должок. Она внешне была похожа на жабу, в очках, второй подбородок и волосы до шеи, которые вились и были рыжевато-ржавого цвета. Когда она злилась, она краснела и у неё надувался второй подбородок. Не знаю кого увидели вы, но я увидел жабу, у которой вместо лап перепонок сосиски, тело тоже сосисочного типа, широкие глаза в очках а на голове короне, ведь она сосисочный король. Подбородок жабы надувается пузырем, чтобы издать звук, но вместо жабьего кваканья мы слышим истеричный крик и видим как течёт слюна. Эта жаба она огромного размера и водится в Южной Шри-Ланке, часто её путают с «огромной зырящей лягушкой из Южной Шри-Ланки». Но наша Царь — лягушка она больше и ловит маленьких детей и с истошным, истерическим криком пожирает детей. Когда она спит, мы можем слышать детские крики исходящие из её чрева. Вот собственно такое чудище у меня получилось, а точней сказать у неё и это хорошо, что я не всё помню, но это я не помню, а дух всё помнит и получится животное ещё страшней и хуже. Теперь важно понять, что этот приём работает в обе стороны и меня ждёт тоже самое за насмешки над другими, как то я себя представил в виде полу цапли — полу пеликана, который сидит и противно смеется исторгая из себя «недопереваренную» пищу, кормя таких же насмешников при жизни. Вот теперь я в расчёте. Чем хорошо данное упражнение? Взрослый избавится от детских обид и улыбнется, при этом осознает себя как чудище которое натворило дел. А ребёнок поймет, что не хочет быть чудищем и не будет вести себя так же как злой учитель, при этом, в следующий раз при издевательствах и насмешках, он в своей душе посмеётся. На что важно обратить внимание? На то, что сначала наше воображение будет рисовать образ-обиду, именно тот не приятный и противный образ, который учил нас обиде в детстве. Школьники часто обсуждают между собой учителей, дают им клички и смешные прозвища, высмеивая провидение, так их психика защищается, однако, что делать дальше не понятно? А взрослые за это ругаются. Но меж тем, важно придать образу обиды те слова, которыми тебя наградил учитель, тем самым вы возвращаете ему то, что он хотел дать вам, не оставляя себе боль и обиду. Кроме того, вспомнилась одна передача про британский SAS (спецподразделение) в котором, офицер учил следующему, если ты попал в плен, то необходимо пользоваться всем что дают: спать, еду, воду. И чтобы сохранить свою психику здоровой, необходимо, подчёркиваю, НЕОБХОДИМО, высмеивать своего издевателя. Показывая ему незаметно оскорбительные знаки, подметить в нём недостатки и мысленно ругать его. Т.е. данная методика вполне себе применима в реальной жизни в более тяжелых ситуациях, чем школа. Но недостаток в том, что мы продолжаем чувствовать унижение, а вот если мы отдадим человеку его эпитеты, приправив философской догмой о самобичевании (будда и стоглав), то вполне возможно что мы не только сможем поддержать уровень целостной психики, но и вообще избавимся от последствий такого общения некомпетентного преподавателя.

-2

P.S. закончив описание я понимаю, что для лучшего эффекта, можно чудище — обидчика нарисовать или слепить из пластилина и поговорить с ним или сделать ним что хочется. Тогда точно отпустит и станет легче. Но это зависит от глубины раны и желания погружаться в глубину собственного подсознания.

-3