Найти тему
Библио-лаборатория

"Все вечеринки завтрашнего дня": виртуальная революция в третьей части "Трилогии Моста" Уильяма Гибсона

Итак, «Трилогия Моста», второе по известности и значимости эпичное произведение Уильяма Гибсона после «Киберпространства». Во всяком случае, так принято считать, хотя лично я с этой оценкой не согласен. Но не будем спорить о вкусовщине.

На канале уже выходили статьи, посвященные первым двум частям трилогии, «Виртуальный свет» и «Идору», и вот наконец-то у меня дошли руки прочитать и третью часть: «Все вечеринки завтрашнего дня». В принципе, каждый из романов можно читать и как отдельное независимое произведение, но если следишь за развитием событий с самого начала, если держишь в голове весь метасюжет, связывающий трилогию воедино, то удовольствие от чтения потенцируется многократно, и особенно это заметно именно в третьей, заключительной части. В ней Гибсон связывает между собой, казалось бы, почти независимые линии первой и второй книг трилогии, все важные персонажи сходятся в одной точке пространства и времени (плюс несколько новых) и концовка… Ну, это же Гибсон! Концовка — неожиданная, невероятная, яркая. Новый мир рождается, но автор оставляет читателю право самому пофантазировать, каким может быть этот новый мир. Кстати, некоторых читателей, судя по прочитанным мной отзывам на книгу, почему-то смутило именно это право на собственную фантазию, они посчитали, что «автор не объяснил». Ну, каждому свое, как говорится.

Для тех, кто еще не знаком с трилогией, короткое описание (по возможности без спойлеров, конечно). Время действие — неопределенное недалекое будущее, место действия — преимущественно мост между Сан-Франциско и Оклендом, частично разрушенный после большого землетрясения и превращенный в огромный сквот (наподобие лондонских мостов прошлого). Кстати, многие почему-то считают, что это мост «Золотые Ворота». Я тоже так думал, пока читал первые две части (попросту не обращал внимания на точные географические отсылки), но в третьей части игнорировать их уже совсем не получается. Кроме моста мелькают еще и другие части Калифорнии и США, Япония и, конечно же, киберпространство (куда ж без него).

С точки зрения структуры, роман, безусловно, сложнее первых двух. В нем параллельно развивается сразу несколько сюжетных линий (я поленился посчитать, сколько именно, но уж точно больше двух-трех, как в «Виртуальном свете» и «Идору»). Некоторые персонажи обзавелись обновленными, куда более яркими и выпуклыми, чем прежде, образами и характерами (например, торговец Фонтейн), некоторые появляются только в «Вечеринках».

Особенно я бы отметил Конрада, наемного убийцу в стиле дзен, которого можно назвать «духовным двойником» джармушевского «Пса-призрака». Кстати, и роман и фильм вышли практически одновременно, в 1999 году. Интересно, знакомы Джармуш и Гибсон? Или просто хорошие идеи приходят в голову гениальным людям одновременно?

Вернусь к параллелям между трилогиями. Несмотря на то, что «Киберпространство» было написано и опубликовано раньше «Моста», мне кажется, что «Мост» можно в определенном смысле считать условным прологом к «Киберпространству». В нем описан мир, еще только делающий первый шаг в мир виртуальной реальности, только-только начинающий сознавать, в каком направлении движется человечество. Его еще не поделили окончательно между собой суперкорпорации, в нем еще существуют (хотя уже и трещат по всем швам) национальные государства, да и жизнь вне киберпространства еще не стала по определению жизнью в гетто реальности.

-2

Кстати, о гетто. Образ фанерного города Моста автоматически вызывает ассоциацию именно с гетто, но Гибсон постепенно подводит читателя к совершенно противоположному мнению, вплоть до философской концепции, утверждающей важность и необходимость существования маргинальных подсоциумов. Идея на первый взгляд спорная, но если вспомнить талантливые произведения, описывающие общества, в которых любые отклонения уничтожены, например «1984» то поневоле призадумаешься.

Впрочем, это все мои умствования, и далеко не обязательно углубляться в такие дебри. Можно и просто наслаждаться увлекательной историей, яркими персонажами и удивительно точными техническими предсказаниями Уильяма Гибсона. Так что если вы еще не читали «Трилогию моста», никогда не поздно начать. Не пожалеете!

Статьи о первых двух частях трилогии: