Кто такой Леший? Спутник Бабы-Яги, хранитель леса или чудовище? Разберемся вместе с вами с образом данного сказочного персонажа.
Происхождение Лешего
В мифологии восточных славян Леший – это дух-хозяин леса. Причем наши предки верили, что у каждого леса есть свой леший, который охраняет его. Существует мнение, что они жили не поодиночке, а целыми семьями, образовывая свои поселения.
Считалось, что Лешими становятся обычные люди, при условии, что их прокляли родители. Бытует мнение, что это покойники, много грешившие в жизни, поэтому и после смерти их дух не может успокоиться.
После крещения Руси Леший считался обычным человеком, а не магическим существом. Существует былина, что один человек смог встретить Лешего и поговорить с ним. Существо рассказало ему, что он обычный человек, только некрещеный и проклятый мамой в детстве. Из-за этого ему пришлось стать лешим.
Под эгидой христианства, церковью был изменен первоначальный образ Лешего. Он превратился в духа, которого Бог послал на землю вместе с другими ангелами, не желающими его восхвалять. Духи, попавшие в лес, стали Лешими. По аналогии: попавшие в воду становились Водяными, а в дом – Домовыми.
Также славяне верили, что Леший мог заводить детей. Причем его женой могла стать как похищенная девушка, так и Лешачиха. Иногда Леший мог обратиться в человека и прийти свататься к девушке.
Образ персонажа в мифологии
В мифологии Леший предстает в образе духа-смотрителя леса. Он являлся подчиненным Ярилы – бога Солнца – и Велеса, «скотьего бог», бога мудрости и Трех миров. В его задачи входило следить за порядком в лесу, помогать животным, удалять больные деревья и прогонять духов, которые вредили растениям и живности.
Единого описания внешнего вида персонажа в мифологии нет. Однако считалось, что Леший – это коренастый и невысокий мужчина, у которого обязательно есть борода. В книгах пишется, что он частично похож на человека, а частично – на козла с рогами и копытами; волосы спутанные и длинные, в них застревают ветки и ягоды; кожа Лешего имела зеленоватый оттенок, а глаза сияли, как угольки. Также есть мнение, что леший обладал способностью смены облика, меняясь в росте и скрываясь от глаз путников.
В те времена Леший не считался злым духом. Он любил шутить над путниками или животными, но его выходки не имели злого умысла. Если шутка удавалась, то он начинал громко смеяться, танцевать и хлопать в ладоши. Даже после крещения Руси за ним закрепился образ озорника.
Отношение к человеку у Лешего формировалось от его поведения в лесу. Он помогал странникам найти правильный выход из чащобы, а также скрыться от ураганов. Браконьеров Леший не любил. Персонаж вставал на защиту растений и зверей, карая дичекрадов. Также могли попасть в опалу Лешего путники, которые пренебрегали оберегами, заходя в лес.
Только один день в году Леший впадал в неистовство и становился угрозой для всех окружающих. Этот день – 4 октября. 4 октября считался днём Проводов Водяного и Лешего. Славяне тогда опасались ходить в лес, боясь попасть под горячую руку духа.
Образ Лешего в литературе
В литературе Леший встречается в сказках, былинах, а также в произведениях Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева.
Встретить образ Лешего можно в следующих сказках: «Леший», «Диво дивное», «Волшебная книга русских народных сказок с живыми картинками», «Леший по прозвищу обезьяна», «Мишка и Леший», «Золотые сказки Енисея. Леший», «Хозяйская тропа», «Самое дорогое», «Королевич и его дядька», «Братья-охотники».
В них он выступает как в качестве положительного персонажа, так и отрицательного. Он крадет девушек, сбивает с пути охотников, но в то же самое время выполняет просьбы путников.
Как уже было сказано выше, Леший выступает в образе хранителя леса и готов помогать тем, кто не причиняет вреда окружающей среде.