Этот сериал был показан в 2005 году, а главную роль в нем сыграл Сергей Безруков.
В основу сериала была положена автобиография, которую написал Виталий Безруков. Буквально сразу после выхода на экраны, вокруг сериала развернулась бурная дискуссия, как среди кинокритиков, так и тех, кого творчество великого русского поэта не оставляет равнодушным.
Многие отмечали, что фильм мало походил на автобиографический. Его скорее можно было назвать антибиографией поэта. Почему сложилось такое мнение, мы и расскажем в нашей статье.
Истоки создания «Есенина»
Она сама по себе довольно интересна. В основе сериала «Есенин» лежит жизненный путь поэта, который было решено показать на экране. Но когда приступили к съемкам, то это оказалось не такой и легкой задачей. Вначале шел отбор актеров на главную роль. В результате великого русского поэта было поручено сыграть Сергею Безрукову, который ранее блистательно сыграл в культовом сериале «Бригада».
Всем казалось, что выбор сделан вполне удачно и он закономерен. У Безрукова была выразительность, несомненный талант, соответствующая внешность. Одним словом, образ поэта вырисовывался вполне определенный. Можно сказать, что именно этот сериал и послужил началу образа Сергея Безрукова, как прототипу Сергея Есенина. Да и сам актер считает, что эта роль лучшая в его актерской карьере.
Но после выхода сериала, он стал получать как хвалебные отзывы, так и негативные. Создателей сериала стали обвинять в том, что они далеко ушли от реальных исторических фактов.
Неточности
«Ляпы» в сериале, в первую очередь, были замечены теми, кто хорошо знает биографию Сергея Есенина. По их мнению, в сериале во многом искажена реальность, и получилось что-то вроде альтернативной истории. Интересно, но даже далекие потомки Есенина, которые посмотрели сериал и составили свое мнение о нем, высказывались в том плане, что сериал получился очень неудачным, а некоторые эпизоды и вовсе возмутительными. Сейчас мы вам расскажем, какие «ляпы» были найдены в сериале.
Если не затрагивать офицеров, которые были одеты в неправильную форму, то основная проблема фильма в том, что создатели запутались во временных рамках и тем самым исказили исторические факты.
К примеру, в фильме поэт Александр Блок умирает в 1921 году. А на самом деле это произошло в 1922 году. Идем дальше. В фильме говорится, что в 1915 году Есенина признали дезертиром, но если отталкиваться от исторической правды, то получается, что он им никогда не был, так как сам это выдумал для своей биографии. И еще интересный момент. В фильме Есенину говорят о смерти Распутина в 1915 году, хотя на самом деле того не стало только в конце 1916 году. И еще неточность: Троцкий с Есениным встречался не в 1922 году, а в 1923 году. И это только небольшая часть явных неточностей. Ну и, конечно, особое внимание следует уделить тому, как показана в сериале смерть поэта. Вернее, насколько она соответствует реальности.
Несостыковки с кончиной поэта
Последние дни Сергея Есенина в сериале отобразили с искажением реальных фактов. Начать можно с того, что в сериале Есенин найден повешенным на трубе, что сразу подталкивает зрителя к мысли, что поэт решил добровольно уйти из жизни. Но между тем сценаристы намекают на то, что не все тут так гладко и к этому приложил руку Троцкий, который взял и заказал Есенина. Тем самым создатели сериала искажают истину. Дело в том, что по факту смерти Сергея Есенина было проведено несколько независимых экспертиз, которые однозначно доказали, что поэт добровольно ушел из жизни.
К примеру, некоторые из криминалистов считали, что нельзя к трубе прикрепить самому веревку, так как под весом тела она просто соскочит. Тогда подобрали статиста, такого же роста как поэт, и он привязал веревку к трубе. Затем к другому концу привязали груз, весом 100 кг. И она легко выдержала, а ведь поэт весил гораздо меньше.
Но самым главным доказательством самоубийства, это были последние произведения поэта. Он предчувствовал, что умрет в молодом возрасте и даже не скрывал этого. Вот что написал Есенин в 1923 году:
Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.
Ну и последнее стихотворение поэта, написанное им в последние минуты жизни. Кстати, в качестве чернил поэт использовал свою кровь, так как Есенин несколько раз говорил друзьям, что в гостинице даже нечем писать. Он этот листик, со своим прощальным стихотворением, отдал Вольфу Эрлиху, с просьбой прочитать его позднее.
До свиданья, друг мой, до свиданья…
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
Поэтому в самоубийстве поэта сомневаться не приходится. Интересно, но один из исследователь биографии поэта и знавший ее до мельчайших деталей Захар Прилепин, предлагал свою помощь создателям сериала, но те отказались. Предлагали свою помощь и наследники Есенина, но тоже получили отказ. После выхода фильма внук и правнучка поэта, даже хотели подать исковое заявление в суд, за осквернение памяти их великого предка, но делать этого не стали.
Если брать в общем, то отзывы о сериале довольно противоречивые. Одни считают его полностью антибиографичным, другие, наоборот, считают что он имеет свою ценность и пробуждает интерес к творчеству Сергея Есенина.
Вот что сказал о фильме режиссер Юрий Ершов:
«Мы, любя Есенина, должны еще больше прийти к поэту, а мы от него отворачиваемся. Происходит отторжение, потому что показывают банальную "чернуху": как он пьет, дебоширит. Это неинтересно. Интересно другое: что повлияло на его музу, отчего рождались гениальные стихи? Это могло стать предметом драматургии. А получился декоративный лубок.»
А Захар Прилепин признается, что ни один фильм о Есенине не соответствует исторической правде:
«Создатели картин показывают его таким, каким сами хотят его видеть. Кудрявым, цыганистый, драчливый и всепобеждающим. Уверяю вас: это не Есенин. Мне очень нравится и Сергей Безруков, и его отец, который тоже сыграл Сергея Есенина. Нравится и актер Александр Михайлов, да и многие другие. Но никто из них не показал реального Сергея Есенина. Каждый из них создал очередной мифологический образ».
Подводя итог можно сказать, что создатели «Есенина», прежде всего, ориентировались на массовость и создавали свой проект под Сергея Безрукова. Они вывели образ Есенина в сериале, как бесшабашного гуляку и пьяницу, но не величайшего русского поэта. При этом и сам Сергей Безруков и его отец очень любят творческое наследие Сергея Есенина, но исторические факты они соблюсти так и не смогли. Криминальная составляющая оказалась намного важнее…