На этой неделе прочитала несколько статей о нон-фикшн литературе. Поделюсь своими мыслями.
1. Екатерина Аксёнова про нон-фикшн и книжные клубы (полная статья: https://clck.ru/36uQ66)
Если целый год читать по хорошей книжке каждый месяц, обдумывать её, потом обсуждать её в классной компании, что-то очень сдвигается в сознании в лучшую сторону.
Это бесспорное утверждение. У меня давно сидит в голове мысль о создании читательского клуба, но хочется, чтобы всё было идеально, поэтому до сих пор клуба нет. Недавно подруга высказала такую мысль: "Сделанное идеальное будет сделано очень поздно". Наверное, пора сделать шаг и посмотреть, что получится.
Никакого стопроцентного фикшена нет, как и нон-фикшена, где автор всегда приносит что-то придуманное им самим, вольно или невольно.
Эту мысль доказали ещё наши классики, которые перед написанием художественного произведения ответственно изучали исторические документы по этому периоду. Работает это и в обратную сторону: авторы научно-популярных книг вносят в повествование свои эмоции, фантазии.
Книги нам нужны, в том числе, чтобы посмотреть на жизнь через совсем другую, недоступную тебе как отдельному человеку оптику. И именно книжный клуб раскрывает эту возможность во всей её широте.
Сейчас я учусь в "читательской" магистратуре и как никогда раньше понимаю, насколько обогощает беседа о прочитанной книге.
Нон-фикшн книги, которые советует Екатерина Аксёнова.
2. Мария Скаф. Когда комиксы заменят учебники (полная статья: https://clck.ru/36uQYe)
Комиксы, графические романы мне не кажутся чем-то детским и несерьёзным. Читаю их давно и понимаю, что порой просто текстовые книги читаются легче. Часто слышу разговоры о том, что по оотношению к комиксам нельзя использовать глагол читать, только рассматривать, якобы комиксы приводят к деградации детей. Уверена .что подобные мысли возникают у людей, которые не в полной мере ознакомлены с новинками в этой сфере. Марий Скаф во многом подтверждает мои мысли.
Для комикса нет закрытых, табуированных, недоступных или слишком серьёзных тем.
Мария Скаф приводит в пример комикс Шпигельмана "Маус" и графический роман "Дневник Анны Франк" о холокосте, от себя добавлю "Персеполис" Сатрапи об исламской революции, "Сурвило" Лаврентьевой о сталинских репрессиях.
Новое поколение читает комиксы. Они могут не понимать, как устроен комикс, но интуитивно понимают всё.
И как бы не хотели взрослые заставить читать детей то, что нравилось им сами в их годы, ничего не получится. Другое время, другие люди, другие интересы. И это не плохо, с этим не нужно бороться.
Любимые комиксы моих детей.
Определённые инструменты, которые на нас воздействуют, есть у текста и есть у картинки. Это разные инструменты. Но из этого закономерно следует, что если есть вид искусства, который умеет и в одно, и в другое, а главное - вместе, - то этот вид искусства точно имеет преимущество.
Если в текстовой книге мысль может растекаться на несколько страниц, то в комиксе её нужно ужать до смыслового минимума, часть нагрузки будет падать на графическое изображение. Комикс как смысловая выжимка привычного текста.
Графический нарратив умеет сделать информацию наглядной и понятной. Это можно использовать, чтобы подавать научную информацию любой степени сложности доступно.
Как говорит Мария Скаф, в качестве комиксов, рассказывающих просто о сложном и в то же время расширающим классический текст, можно назвать графические путеводители Алексея Олейникова.
В "Вышку" обращаются издательства, которые занимаются учебниками, чтобы перепридумать целые курсы, перевести в формате комикса.
Уже несколько лет переводятся, издаются комиксы на научные темы. Чаще это нон-фикшн для детей и подростков.
Комикс завоюет мир. Вырастет поколение, которое говорит на этом языке. Но сейчас этому надо учиться: учиться читать, издавать, продавать.
Вот с этим мне пока сложно согласиться, уверена, что полнотекстовые книги останутся и будут популярны всегда. Здесь важнее свобода выбора.