«Так Вы и убили-с» — словами следователя Порфирия Петровича хочется начать свои впечатления от рок-оперы «Преступление и наказание» по нетленному ромаму Ф.М. Достоевского.
Есть мнение, что новаторская постановка Андрея Кончаловского «убила» дух самого произведения. В своё время даже её композитор, легендарный Эдуард Артемьев, просил убрать его имя из афиш... Но так ли это? Для меня — точно не так. Основная идея и атмосфера романа отражены на сцене идеально. Несмотря на смену эпох, ты как будто проваливаешься в эту тяжёлую и болезненную атмосферу. Сны Раскольникова и прочие видения (а я бы назвал это именно так) настолько чётко передают общее состояние мечущейся души «необыкновенного» человека, которому «всё позволено» и коим себя представляет главный герой, что в какой-то момент начинаешь тревожиться за своё собственное состояние.
Очень понравилась игра абсолютно всех актёров и потрясающая сценография: тут одинаково хорошо поют и играют, а визуальные решения иногда вводят сначала в ступор, а потом приводят в восторг. Особое почтение Станиславу Беляеву (Раскольников), Марии Биорк (Соня), Евгению Вальцу (Свидригайлов) и Ефиму Шифрину (Порфирий Петрович) за их потрясающие воплощения. Но особенно хочу отметить, что без арий Шарманщика атмосфера филигранного музыкального лабиринта от Эдуарда Артемьева была бы неполной. Стоит также сказать, что музыка в этом спектакле сложна и прекрасна одновременно. Ровно как и либретто. Честно, я когда шёл на спектакль не был уверен, что роман возможно вот так представить и виде музыкально-текстового полотна. Но на мой взгляд, всё получилось!
Касаемо того, что Эдуард Артемьев в 2021 году выпустил авторскую (как некоторые говорят: «правильную») версию детища, над которым он корпел более 30 лет, так любой художник имеет на это право. А наше право посмотреть обе версии и сделать для себя выводы.
Что касается меня, то я нашёл в этом прочтении не только хтонь и безысходность, но и надежду на спасение, искупление и воскрешение души. Что и есть в самом произведении. Так что утверждение Порфирия Петровича из самого начала этого текста я бы адресовал тем, кто подчас сам того не осознавая, в погоне за «сверхидеями» убивает свою человечность, чтобы не чувствовать никаких преград на пути к призрачным целям. А это гораздо страшнее...
#рокопера #преступлениеинаказание #игорьпанков_блогер #панковлайф #достевскийвтеатре #театрмюзикла