Найти в Дзене

Почему скульптуры Михаила Шемякина не для любования

Многие ругаются и плюются на работы М. Шемякина. Но обидеть художника каждый может... А вот понять и принять искусство - не каждый;) И вообще, может, всё не так уж и плохо ;) Бронзовый Петр , сидящий на троне у Петропавловской крепости. Эта фигура до сих пор вызывает волну споров, противоречий и страстей. Плохой Пётр, несуразный, смешной? Ну, возможно. А теперь давайте разберёмся в деталях;) Многие идеи приходят случайно, совершенно спонтанно. Помните, Исааку Ньютону яблоко на голову шмякнулось? Открыл он, стал быть Закон Великий) Так и идея с памятником императору к художнику пришла случайно. В его мастерской давно хранилась копия прижизненной восковой маски Петра, та самая маска, выполненная ещё в 1719 году Бартоломео Растрелли. По- видимому она довольно точно показывала истинное лицо Петра. Но здесь ещё стоит упомянуть один нюанс. Художник был в большой дружбе с Владимиром Высоцким. И вот как-то находясь в мастерской у своего друга, увидев слепок, Высоцкий произнёс: "Ты
Оглавление

Многие ругаются и плюются на работы М. Шемякина. Но обидеть художника каждый может... А вот понять и принять искусство - не каждый;)

И вообще, может, всё не так уж и плохо ;)

Бронзовый Петр , сидящий на троне у Петропавловской крепости.

Эта фигура до сих пор вызывает волну споров, противоречий и страстей.

Плохой Пётр, несуразный, смешной?

Ну, возможно. А теперь давайте разберёмся в деталях;)

Многие идеи приходят случайно, совершенно спонтанно. Помните, Исааку Ньютону яблоко на голову шмякнулось? Открыл он, стал быть Закон Великий)

Так и идея с памятником императору к художнику пришла случайно. В его мастерской давно хранилась копия прижизненной восковой маски Петра, та самая маска, выполненная ещё в 1719 году Бартоломео Растрелли. По- видимому она довольно точно показывала истинное лицо Петра.

Но здесь ещё стоит упомянуть один нюанс. Художник был в большой дружбе с Владимиром Высоцким. И вот как-то находясь в мастерской у своего друга, увидев слепок, Высоцкий произнёс: "Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?"

Задумался Михаил, но приступил к работе позже, в 1980м году, в год смерти его друга , Владимира Высоцкого. В память о своём друге, Шемякин приступает к работе, находясь в Америке.

Начинают создаваться первые макеты из глины. Сразу в натуральную величину. В парке стояло кресло, куда выносили замотанные глиняные макеты. Но любая картина, как и любая скульптура, создаётся так, что автор постоянно отходит на некоторое расстояние и смотрит, что получается в итоге. А в итоге с расстояния 5 метров Петр не выглядел могущественным правителем с 2х метровым ростом. Он производил впечатление невысокого человека. Стал Шемякин думу думать крепкую, да и решил увеличивать туловище скульптуре и..... немного увлёкся процессом. На самом деле он, стремился к пропорциям русской иконы. Помните, как изображают архангелов и апостолов? Вот, у них крошечная голова ,длинное тело и длинные узкие ладони.

Над скульптурой Шемякин трудился ни много ни мало, 8 лет.

Надпись же к скульптуре оставил такую: "Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке". Всю славу Шемякин не стал присваивать себе, поскольку, напомню, что восковая маска была выполнена именно Растрелли.

Кстати, чтобы прочитать эти слова приходится склонить голову, одновременно почтительно склонившись перед императором.

Сама скульптура установлена перед усыпальницей Петра. Многих она отталкивает и удивляет нарушением пропорций. Иностранные гости в глубокой задумчивости и с неподдельным удивлением рассматривали такую вариацию русского императора. Задумка была приблизить Петра к идеалам русской иконописи, а по факту "получилось как всегда". Головушка лысенькая махонькая, лицо какое- то неприятное, тело слишком огромное, и по- сравнению с крошечной головой выглядит нелепо. Ноги- ласты и руки- загребуки слишком вытянуты, длиннющие пальцы.

Вот такие пальцы. Кстати, натерты до блеска местными жителями и гостями города- но об этом чуть позже))
Вот такие пальцы. Кстати, натерты до блеска местными жителями и гостями города- но об этом чуть позже))

Но как оправдывает свою работу сам художник:

"Моя работа создана не для созерцания и любования, а размышлений о трагической судьбе России последних трёх веков,- говорит скульптор.- Возможно, это понимание приходит не сразу".

Ну не готов народ к такому пониманию искусства! Не готов... Понимание не пришло...

Памятник был создан в июне 1991 года, накануне возвращения Ленинграду своего исторического названия Санкт-Петербург. На новую скульптуру Петра сразу обрушилось ведро критики и таз нападок и ушат помоев.

Чего изволите?

Со временем народ, конечно, успокоился, смирился и стал привыкать к новому образу самодержца. Ну что же, нелеп и смешон, но пусть будет и пользу приносит. Так Петру придумали новую миссию: быть исполнителем желаний народа.

Прочно верил люд простой да важный, что если потереть длинные пальцы Царя -батюшки – всё загаданное вмиг исполнится. Правую руку потрëшь- богатство найдешь. Левая же рука для натур творческих, дабы с Музой своей встретишься да вдохновение получишь.

Впоследствии решили вокруг Петра небольшой заборчик поставить. Устал видимо батюшка - царь от лишнего внимания)
Впоследствии решили вокруг Петра небольшой заборчик поставить. Устал видимо батюшка - царь от лишнего внимания)

Ну а дамы - то наши Питерские новую забаву придумали: посидеть на коленях государя надобно, тогда всё будет хорошо в личной жизни.

Признаюсь вам, друзья, и у меня был грех такой -на Петровых коленях понежиться. Но замуж в тот год я ещё не вышла) Молода была, ещё только первый курс института окончила. Рано ещё было... Но было весело😃

А я вот так! Надеюсь, Пётр был не против)))
А я вот так! Надеюсь, Пётр был не против)))

Блестят в буквальном смысле длинные пальцы Петровы, а колени-то, ух истёрты до дыр конени))) Петруша всё же пользуется популярностью, особенно у рода женского.

Думаю, Пётр был в шоке...
Думаю, Пётр был в шоке...

Памятник жертвам политических репрессий

Это целый мемориальный комплекс из двух сфинксов и гранитного креста.

-6

Монумент расположен перед спуском к воде на Воскресенской набережной (бывшей наб. Робеспьера), отделяющей его от легендарной тюрьмы "Кресты", в которой содержались многие политические заключённые.

И здесь переосмыслены мотивы знаменитых петербургских сфинксов.

Со стороны жилых домов сфинксы вполне обычны и мне немного напоминают сфинксов на Фонтанке. Худы только что-то.

С одной стороны сфинксы выглядят так.
С одной стороны сфинксы выглядят так.

Но с другого ракурса они поворачиваются к нам своей темной стороной с изъеденным до черепа лицом , и становятся не только болезненно худыми, но и страшными.

Миллионам людей, пострадавшим от государственного террора в советское время.
Миллионам людей, пострадавшим от государственного террора в советское время.

"Метафизические сфинксы" художника имеют особенность — их лица разделены по вертикали на две половины. К жилым домам на набережной сфинксы обращены профилями женских лиц, а к тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — обнажившимися черепами. Этим символизируется трагическое разделение народа в советские годы.

Место напротив известной тюрьмы "Кресты" художник выбрал не случайно. Именно там в годы сталинских репрессий томились заключенные. А лица сфинксов - олицетворение жестокого режима, поэтому со стороны "Крестов" – изъеденные, обнажившиеся черепа.

Между сфинксами находится конструкция из гранитных блоков с тюремным окошком и венцом из колючей проволоки.

Гранитный раннехристианский крест с тюремным окошком и терновым венцом
Гранитный раннехристианский крест с тюремным окошком и терновым венцом

Так художник отразил жизнь страны в годы СССР– Кто-то спокойно жил в неведении, когда другие погибали, неизвестно за что...

Скульптурная композиция "Царская прогулка" в Стрельне

-" Пойдём, Катенька, прогуляемся по парку".- сказал царь- батюшка встал с трона своего и отправился со своей благоверной на прогулку царскую в парке Константиновского дворца. Взял он с собой любимцев своих, собак. Да карлика придворного взял, дабы не скучно было.

Композиция, установленная на берегу Финского залива, представляет Петра l, его супругу Екатерину l, карлика и двух борзых собак.

И снова мы видим гипертрофированные черты, ибо работа выполнена в гротескном стиле (кто не знает: гротеск — это прием преувеличения и резких контрастов, в фантастическом или уродливо - комичном виде).

Снова видим пропорции русской иконы: махонькая голова, вытянутое тело и длинные пальцы. Спасибо, что Пётр не забыл на прогулку свой парик и треуголку.

-10

А вам спасибо, что дочитали статью до конца , да лайк поставили ❤