Именно этой строкой хочу озаглавить, данную статью, о событии на котором мне удалось побывать.
Здравствуйте, всем читателям канала! Принимайте удобное положение и представьте себе, непроходимую тайгу и почувствуйте запах хвои и костра. У теплого огня которого, собралось старшее поколение и через сказки, передает знания и историю рода, молодым. А потом молодые мамы убаюкивают ими своих малых детей. И так, из века в век.
В последний осенний снежный ноябрьский вечер, в наш город с гастролями приехал концертный ансамбль "Дальний Восток" и представил нашему взору свою новую постановку - "Косы Чольчинай".
Мюзикл включивший в себя: интересно переосмысленный эпос народов Приамурья и работы писателя-дальневосточника Дмитрия Дмитриевича Нагишкина (1909 - 1961) в том числе - "Чориль и Чольчинай". Нивхская сказка".
Мюзикл начался с показа сцен жизни и быта людей живших в общинном строе, мужчина - охотник и рыбак, женщина - мать, хранительница очага, ремесленница, одним словом родоплеменное общество. На фоне всего происходящего рассказчик повествует о рождении, взрослении и становлении главных героев.
"Ещё тогда, когда нивхов много было, жили на Тро-мифе — острове — Чориль из рода Тахта и Чольчинай из рода Чильби. Как родилась Чольчинай, мать Чориля перевязала ей руку собачьим волосом: стала Чольчинай невестой Чориля. Когда девочка первую куклу в руки взяла, Чориль первого соболя добыл. Когда Чольчинай первый раз ножик в руки взяла, чтобы рыбу почистить, Чориль на совете мужчин первый раз голос подал, как мужчина и охотник".
В следующей сцене, к зрителям выходят шаман и его жёны. Очень колоритный персонаж как в спектакле, так и в книге. Шаман в двенадцатом поколении, счеславен, самоуверен и имеет большое влияние на жителей деревни. Заметив красивую девушку, служитель культа без церемоний предлагает героине стать шестой женой (в сказке - десятой).
Но девушка жестко и гордо даёт понять, что шаман не имеет шансов и в целом отвратителен и что она - Чольчинай ждет своего Чориля. Шаман как личность влиятельная и властьимущая, не привык слышать слово - нет и начинает строить козни вызывая жуткую снежную бурю. В этих погодных катаклизмах Чориль отстает от охотников и обретает свой новый зверинный, а точнее медвежий облик. Охотники вернувшись с промысла сообщают что Чориль сгинул в тайге и от него осталось лишь копье.
А тем временем под воздействием авторитета Шамана и страха перед ним, род Чильбаи всячески уговаривает непокорную Чольчинай выйти за колдуна. Мол общественное благополучие важнее личного счастья. Героиня же дает обещание богам и духу покойной матери, забыть про гордыню, занощевость и стать самой лучшей женой, если они помогут найти и вернуть Чориля и уходит в тайгу, на его поиски. Пути ее далеки и тяжелы, множество испытаний приходится преодолеть, с множеством богов вести разговоры и с множеством духов сразиться.
Победила, как во всех сказках любовь, охотник перестал быть зверем, его возлюбленная доказала свое право на счастье путем борьбы и осознания своих ошибок. И вот оба возвращаются в деревню и удивляют своим внезапным появлением своих соплеменников. Время пришло, Чольчинай заплела косы, а значит быть свадьбе.
А всех кому интересны подробности описанных мною событий и судьба Шамана, читайте сказку. Читайте и рассказывайте детям, представляя: сопки, бескрайнюю тайгу с запахом хвои, воды великой реки, большие племена живущие вдоль ее берегов, тепло костров, стариков передающих в форме сказок опыт прошлых поколений.
Тех кого заинтересуют сказки народов Приамурья, прошу переходить по ссылке: