Ну вот и состоялась в «Современнике» премьера спектакля «Сашашишин», режиссером которого выступил Гарик Сукачев. Почему пишу об этом спектакле здесь – понятно: ведь в качестве композитора Сукачев привлек к работе Петра Налича. Конечно, поклонники ждали, предвкушали – что-то нам покажут? И что-то нам сыграют и споют? Если честно, творческий «коктейль» поначалу казался неожиданным; да еще и куклы! Да еще и всякие спецэффекты! А название литературной основы чего стоит! Спектакль сделан по роману «Убить Бобрыкина» Александры Николаенко – тягостная и мрачная тема жизни инвалида и разрушения его детской мечты о счастье... Но как удивительно играет самыми яркими красками эта история на сцене, и благодаря постановщикам, и в значительной мере благодаря музыке!..
Поскольку это история глазами главного героя – аутичного мальчика Саши, то она представляет собой эдакую фантасмагорию, нарезку из разных эпизодов его реальной жизни, снов, видений, фантазий, причем хронология всего этого тоже перепутана. Главных героев здесь немного. Сам Саша: на протяжении спектакля он проживает целую жизнь, от игр в песочнице до седых волос. Мать Саши, постоянно его третирующая, ругающая, а по сути очень несчастная один на один со своей бедой. Задорная девчонка Таня из 33-й квартиры – первый друг, первая и единственная любовь, такая желанная – но ведь понятно, что ничем оптимистичным это кончиться не могло... Первый парень на дворе Бобрыкин – в детстве задира и хулиган, потом качок и мачо. К нему-то и уходит в итоге Таня. К тому самому Бобрыкину, от которого в детстве защищала Сашу – да оно и понятно, мало кто выберет себе судьбу сиделки при дурачке...
И красной нитью через весь спектакль проходит Сашин вопль бессильной ненависти к глумящемуся удачливому сопернику: «Бобрыкин, я убью тебя!» В фантазии Саши Шишина Бобрыкин даже преобразуется в кошмарное драконоподобное чудовище – очень эффектная сцена! Эта стена ненависти растет до того момента, когда в финале уже состарившиеся бывшие враги не встретятся, и внезапно поникший Бобрыкин не сообщит плачущим голосом Саше, что Таня умерла... Остаются лишь письма Тани – такие радостные и добрые; или это сам Саша их себе написал?.. Тут иной раз трудно понять, что герою привиделось, а что случилось на самом деле.
В общем, в спектакле есть где искать мысли, смыслы и даже зеркало подставить.
Кстати, куклы оказались замечательной находкой. Они изображают главных героев в детстве. Что-то мне подумалось, что если бы играли дети, все равно возникал бы внутренний диссонанс – ведь видишь другого человека. И куклы вносят элемент условности, она здесь тоже перемежается с достаточной театральной реалистичностью, может быть, подразумевая особенности восприятия мира Сашей. Например, вот начинает на заднике-экране плескаться воображаемое море – оно «сделано» из очевидной компьютерной графики. Почему-то чудовище-Бобрыкин выглядит более реалистичным.
Удивительное у этого спектакля свойство: умом ты понимаешь, насколько тяжелая показывается тебе история, но она не гнетет тебя так, как могла бы. Потому что большое пространство в ней отдано сказке. Сначала, конечно, той сказке, что живет в детских играх и безудержной фантазии, превращающей с помощью бутылочного стеклышка всё вокруг в волшебный изумрудный город. И поддерживает эту сказку-мечту, создает как прекрасную параллельную реальность музыка. Она здесь замечательно подобрана «в интонацию».
Собственно, новых музыкальных композиций в спектакле, кажется, всего две. Это тема волшебного города (назовем ее пока условно так, в ней полунамеками угадывались несколько относительно старых произведений Налича, но в сильно преобразованном виде) и итальянская канцона, прямо-таки напоминающая хорал и музыку небесных сфер – она сопровождает в спектакле сцены смерти. Не только я, кстати, сначала подумала, что это реальная вещь из эпохи Возрождения. Оказалось, Петр сочинил, на стихи Петрарки.
Хотя все-таки какие-то мелодические ходы здесь выдают современного автора:)
Что замечательно, для спектакля были выбраны не только старые и хорошо «освоенные» хиты Петра Налича, но и симфонические вещи. Они и в концертах-то звучат редко, а широкой публике, не изучающей творчество Петра специально, думаю, и вовсе неизвестны. Ну вот пусть теперь звучат в театре.
Начинается спектакль с «Младого мечтателя».
Маленькие, но такие яркие детские приключения, конечно, развиваются под «Бури».
Тема первой детской любви, безоблачной радости, всего того самого светлого, что мы потом всю жизнь вспоминаем с ностальгией, – это Parla con me.
Резкие дерганые ритмы композиции Disco wizard – это, конечно, суетливый мир большого города, который так нервирует и пугает аутиста.
Мечты о море – без песни «Море» не обойтись:) Она несколько раз за спектакль звучит.
«Вальс менестрелей», опять же в тему сказки.
И «Крылья», да. Очень в тему.
Очень захотелось привести здесь цитату из беседы о спектакле, которую Гарик Сукачев выложил на своем ютуб-канале. В числе прочих был задан и вопрос о музыке. И вот что Игорь Иванович ответил о композиторе: «Петя Налич – удивительный совершенно композитор, который пишет... Я даже не заключаю в кавычки – назову классической музыкой. Очень-очень одаренный, необычайно одаренный. Когда я услышал впервые то, что он делает со своей группой в области джазовой музыки, – это на меня произвело совершенно колоссальное впечатление. Это было уже много лет назад, я совершенно не ожидал вот от него такого талантливого, с одной стороны, с другой стороны – необычайно глубокого подхода к музыке».
Вот так. Живая классика.
Музыка идет в записи, но, кстати, звук очень хороший.
Вообще я распробовала спектакль только ко второму действию, но уже не первый раз убеждаюсь – одного похода мало, надо пересматривать. Чтобы избежать поспешных выводов и поверхностности.
«Мне кажется, каждый человек из нас отчасти аутист. По крайней мере, я точно. Для меня очень хорошо понятно все это. Ну, вот «оставили плакать на стиральной машине в ванной» – это моя собственная интонация», – это уже сам Петр Налич о книге и спектакле. Спектакль обо всех нас.
Да вы сами сходите посмотрите. И послушайте:)
Здесь был update по поводу собственного спектакля Петра Налича, ведь в отличие от театров, у него медийный ресурс и рекламные возможности гораздо меньше. Речь о рок-опере «Ванька, Пташечка и Тельняшечка», концертная премьера которой прошла 26 и 27 апреля этого года на сцене Центрального дома архитектора. Это было просто невероятно, как здорово, тем более что сам автор пел партии всех мужских персонажей (а Налича в его песнях точно не перепеть). Партию Катерины превосходно исполнила великолепная Дарья Антонюк, текст рассказчика читал его автор Герман Могилевский, хор изображал интереснейший ансамбль «Петр Валентинович». В итоге все были в таком восхищении, что, конечно, очень просили повторить. И вот наконец дождались:) «Ванька, Пташечка и Тельняшечка» снова на сцене ЦДА 29 ноября. Кто пропустил – очень рекомендую. Билеты здесь.