Многие были в томительном ожидании выхода легендарного фильма «Барби». Все мы хотели увидеть в нём воплощение мира наших мечтаний детства и юности. Взрослые желали узреть эту девушку - идеал, дети и молодежь - увидеть мир, которым живет Барби. Думаю, меня поймёт каждый, кто по несколько раз пересматривал мультвселенные, где она только не путешествовала, или играл в видеоигры такие, как например, «Барби модельер».
Лично меня в детстве больше привлекали игры, нежели мультфильмы о Барби, было приятнее создавать дизайн нарядов, организовывать шоу, подбирать музыку и дефиле для показов. Сама Барби маленькую меня не очень-то и привлекала в силу сладкой приторности. Мне нравились более реальные героини, те же Винкс, например. В мультсериале(хотя бы в первых четырех сезонах) героини раскрываются с разных сторон, мы видим их рост, плохие и хорошие стороны, чего не было так явно представлено в мультфильмах о Барби.
Стоит отметить, что культ «розовости, нежности и натянутой улыбки» был мне не очень приятен с малых лет. Я предпочитала быть настоящей: играть в машинки, догонялки, создавать одежду из каких-либо материалов или иные предметы творчества, лидерствовать, организовывать людей и генерировать новые идеи. Но никак не быть приверженцем культа «я же девочка» и проводить жизнь в игре в куклы, дочки-матери, стирая пеленки и покармливая с бутылочки пупсика Бэби Бон. Мне не нравились эти ограничения, как не нравятся и сейчас. Как и не понравились нашей кинобарби.
В фильме Барби вырывается из заезженных стереотипов.
Барби не всегда может быть идеальной, не всегда хочет быть тем, кем её заставляют быть, барби - не игрушка и вовсе не собирается проводить свою жизнь с Кеном, которого создали ради неё.
Вот она феминистская идея в фильме, как в нашем любимом “Титанике», где Роза выбирает благодаря Джеку свободу и исполнение своих мечтаний, а не мечтаний её матери и жениха, как в моём любимом «История вечной любви» - своеобразном переигрывании известного сюжета «Золушки», где главная героиня заинтересовывает принца не просто своей красотой на балу, а своим умом, своей энергией, где главная героиня самостоятельно справляется со всеми трудностями жизни и самостоятельно находит принца. В «Барби» подобного рода идеи выражены крайне ярко, и их невозможно не заметить. Сотни тысяч кукол в упаковках «Барби Наездница», «Барби Домохозяйка», «Барби Секретарша», «Барби Бизнес-леди», их упаковали в эти «коробки», ярлыки, но спросили ли о том, хотели ли этого сами Барби?
Да, пусть и идея феминистского течения привела к тому, что девушки могут выбирать иные профессии и виды деятельности. Как Роза в «Титанике» выбрала жизнь и свободу: путешествовала, оседлала лошадь, чего бы ей нельзя было сделать будучи представителем светской жизни. В «Барби», казалось бы всё тоже самое: есть и «Барби-Наездница», и «Путешественница”, вот все прелести. Но идея движения женщин не в том, чтобы уйти из ограничений одних, в виде мужских запретов и перейти в другие, в виде ограничения ярлыками, якобы свидетельствующими свободу, как опять же наездница, путешественница и т.п. В первую очередь женское движение - это о свободе в целом. Каждый человек имеет право быть тем, кем он хочет быть, а не тем, кем ему сказали, навязали.
Придерживаться своеобразных символов и эталонов свободы - не значит быть свободным.
Если тебе навязали, что свобода - это кататься на лошади и путешествовать, то это уже не свобода, если этот шаблон тебе навязан. У каждого свобода своя.
Вот одна ведущая идея фильма, не только о движении женщин, но и о свободе в целом. Свобода - это не шаблоны свободы.
Эту мысль можно четко увидеть через путь осознаний самой Барби:
«Я хочу создавать идеи, а не быть идеей».
Она была создана с определенной целью, как персонажи книг, как людские профессии, но она в праве выйти за рамки создателя и стать тем, кем она хочет.
На самом деле вопрос «Для чего я была создана?» соотносится с мыслями о смысле жизни. Для чего мы все в целом были созданы? Этим вопросом задается кукла. Этим вопросом задаемся мы. Кто этот некий создатель жизни или игры в жизнь, в которую мы все играем? То, что в рамках «игры жизни» у женщин имеются особые половые органы, свидетельствующие о том, что она может совершать репродукцию, рожать детей, не значит, что она бы этого хотела, хотела идти по программе организма, созданной неизвестно кем. Может быть, Богом, может быть, кем-то иным, кто знает.
Можем ли мы создавать оригинальные идеи, если наши идеи - это лишь комбинации идей других людей, живших до нас?
Рассуждая над такими глубокими вопросами, перейдем к иным, не менее интересным идеям фильма.
Фильм представляет нам развитие событий мира при патриархате и матриархате.
Можно сделать выводы, что при матриархате не будет прогресса, будет стабильность, ибо отсутствует конкуренция между женщинами за такой ресурс как мужчины. Мужчинам не нужно ничего достигать, совершать поступков, они апатичны, ни на что не способны. На протяжении всего фильма многим жалко Кена (скорее, Райана Гослинга, который, видимо, разочаровавшись в любви, решил из вселенной Барби уйти во вселенную “Balde runner 2049”, где, кстати, тоже был «создан»), ибо в нём просто начали исчезать эти мужские качества, мужская сила и инициатива.
При патриархате будет прогресс, поскольку мужчины борются за лучший ресурс в виде женщин. Да, мужчины, присваивают себе мир, завоевывают территории, создают свои миры но это всё, на самом деле для завоевания лучшего ресурса - женщины, вот их первичная цель. Вспомним «Великого Гетсби», который действительно буквально создал целый мир для своей возлюбленной, мир, который по большому счету, ему самому так уж и не был нужен. Единственная проблема патриархата, что мужчины порой стремятся и женщину обозначить как вещь, способную делать только определенный род вещей, что снова приводит к отсутствию свободы.
Однако, лучший режим правления - это патриархат при учете женского мнения и отсутствии отождествления женщины с вещью, которой можно управлять.
В целом можно сказать, что роптать на патриархат не стоит. Мужчины совершают подвиги ради завоевания сердец женщин (хоть и сердца женщин - не территории, там свою власть не установишь), и в свою очередь женщины, понимая это, могут спокойно, бережно и нежно манипулировать мужчинами, пропускать свои идеи. Все куда проще, все знают это искусство тонких рычагов. И пусть лучше будет такой тандем, чем мы будем иметь чистый матриархат и апатичных мужчин.
Как, например, сейчас в реальной жизни. Достаточно мужчин, выращенных женщинами и желающих себе женщину в качестве мамы и домохозяйки.
Получается, мир, вся конкуренция, вся коммерция основана на сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной, и никуда нам от этого не деться.
Иной вопрос, который ставит фильм «Барби», собственно, о самой кукле.
Кукла «Барби» - эталон женской красоты, к которому нужно стремиться или кукла, которая мучает весь женский мир?
Быть усталой не нормально, быть пухлой - не нормально, быть без макияжа - не нормально, быть беременной - не нормально? Иначе почему нет таких кукол в продаже?
Женщины стремятся к образу эталона красоты, не считая иные проявления себя тоже частью себя.
Но здесь палка о двух концах. На самом деле, не думаю, что выпуск подобных кукол обеспечит лучшую атмосферу в обществе. Отдельные люди поймут посыл подобной свободы. Не нужно действовать по шаблонам, можно быть красивой любой: усталой, беременной, пухленькой, главное истончать эту женскую позитивную энергию. Женственность и красота - это не про определенное состояние или внешний образ, это о внутренней энергии, которая будет исходит из тебя в любых твоих возможных воплощениях и состояниях.
Можно быть усталой, но крайне милой, изящной и красивой.
Но для других же, больших масс людей - выпуск серии «реальных» кукол станет толчком к «ну можно и не ухаживать за собой, в целом, я и так же красива с этим засаленным пучком». Это будет женская апатия, похожая на апатию мужчин при матриархате. Зачем стараться? И это породит отсутствие интереса у мужчин к женщинам.
Как говорил мой очень хороший мыслитель-друг:
«Принимать себя и смириться с собой - разные вещи».
Можно принимать себя такую, какая есть и любить, поддерживая себя, следя за собой и своим телом, эмоциональным здоровьем, а можно смириться с собой и свыкнуться с тем, что имеешь.
Определенно лучше первый вариант. И всё же пусть кукла «Барби» - это об определенных стандартах красоты, но они хоть какие-то должны быть, чтобы и женщинам было к чему стремиться.
Да, женские движения говорят нам о свободе выбора внешности и тела, жизни, но в головах многих эти мысли не отражаются в верной интерпретации.
Как бы то ни было, красота - это не субъективная вещь.
Красота - энергия, которую ты истончаешь умом и сердцем.
Красота - это результат естественного отбора.
Кто бы ни говорил, что для каждого красота значит своё, но в первую очередь, мы все с вами животные и выбираем партнера по совместительству с нашими гормонам и генофондом. И соответственно, чем лучше у мужчины или женщины генофонд, тем более он или она востребованы среди женщин и мужчин разных типажей и наборов генофондов.
Кто бы не говорил, что свобода - это определенные ярлыки свободы, и это не правда.
Свобода, как и красота - это в первую очередь осознанность.