8,3K подписчиков

Своеобразие женского костюма Воронежской губернии.

175 прочитали

Рассматривая экспонаты в музейных залах, нельзя не восхититься красотой расписных прялок, резных оконных наличников, искусно сделанных сундуков… Особое внимание привлекает богатство и яркость национального костюма, которые дошли до нас сквозь время. Кажется, что все оттенки лесов, полей и неба воплотились в этом удивительном творении человеческих рук. Стремление к красоте требовало много времени, терпения и фантазии. Именно в этот момент проявлялись талант, мастерство и умение сельских женщин.

Рассматривая экспонаты в музейных залах, нельзя не восхититься красотой расписных прялок, резных оконных наличников, искусно сделанных сундуков… Особое внимание привлекает богатство и яркость...

С самого рождения человека сопровождает одежда. Мать, готовя рубашку для своего ребенка, аккуратно вышивает на материале узоры, чтобы его жизненный путь был ровным, чтобы он быстро шел по нему… С какой нежностью она украшает детскую шапку лентами, вышивкой и кружевами, не забывая добавить магические символы в виде бисерных кружков, блесток и бусин, чтобы солнце помогало ей защищать ребенка от бед. Ребенок растет, растут и его обязанности в семье. Когда девочке исполняется семь лет, ей дарят веретено, и она начинает учиться искусству прядения. Постепенно она учится шить, вышивать и создавать одежду для себя и своей семьи.

Многие любители народного искусства узнают воронежский костюм по его характерным чертам -
черной ювелирной вышивке на рукавах белоснежной рубахи, яркой поневе, украшенной красно-оранжевым узором, и уникальному головному убору. И действительно, территории сел в междуречье рек Потудань и Тихая Сосна можно назвать настоящим заповедником народного костюма, ведь здесь даже в 1960-1980-х годах по-прежнему вышивали традиционные поневы по старинным технологиям. Образцы этого костюма из этого региона хранятся в ведущих музеях страны и в частных коллекциях. Именно с этим уникальным и оригинальным костюмом чаще всего ассоциируется представление о традиционном одеянии Воронежской губернии. Большинство посетителей Воронежского краеведческого музея, видя штофные сарафаны, бархатные и шелковые душегрейки, полосатые юбки и “золоченые” кокошники - атрибуты, которые обычно ассоциируются с одеяниями крестьян из центральных и северо-западных частей России, задают вопрос: “Неужели и это носили воронежские женщины?”. Ответив на него утвердительно, они открывают для себя новые страницы истории.

Рассматривая экспонаты в музейных залах, нельзя не восхититься красотой расписных прялок, резных оконных наличников, искусно сделанных сундуков… Особое внимание привлекает богатство и яркость...-2

История формирования населения Воронежской области нашла свое отражение во всех аспектах народной культуры, особенно в традиционном костюме, сохранившем самобытные черты до 30-х и даже в некоторых районах до 60-х годов ХХ века. Он наиболее ярко демонстрировал специфику различных групп населения региона, неоднородных с социальной и этнической точек зрения.

Традиционный костюм Воронежской области отличается огромным разнообразием. В разных районах, селах и даже внутри одного села можно увидеть различные варианты костюмов. Журнал “Всемирная иллюстрация” в 1860 году отмечал: "Всякий, кто не является коренным жителем, сразу замечает пестроту и разнообразие костюмов, которые в других регионах вряд ли можно увидеть. Особенно это касается женских костюмов, в которых так много отличительного и типичного, так много пестроты и красоты, стиля и безвкусицы в праздничных одеждах, головных уборах и так много смеси старого и нового, своего и чужого, что остается только удивляться, откуда взялась такая разнообразная коллекция одежд, костюмов, стилей и названий".

Одной из ключевых особенностей традиционного костюма является его художественное оформление. В нем долго сохранялись этнические черты и следы межкультурных взаимодействий разных народов.

В конце XIX — начале XX веков
на территории Воронежской губернии сформировалось несколько типов традиционного костюма. В каждом из них эстетическая привлекательность достигалась за счет использования разнообразных в художественном плане материалов, множества композиций нашивных и съемных элементов, технологических и творческих подходов, а также применения цветовой гаммы. Несмотря на сохранение древних элементов, декоративное оформление одежды отражало и новые тенденции, связанные с изменением уклада жизни крестьян.

Рассматривая экспонаты в музейных залах, нельзя не восхититься красотой расписных прялок, резных оконных наличников, искусно сделанных сундуков… Особое внимание привлекает богатство и яркость...-3

Появление в обиходе деревни промышленных товаров и использование анилиновых красителей неизбежно вносило изменения в одежду. Переход на фабричные ткани в Воронежской губернии происходил медленно из-за сельскохозяйственной направленности экономики региона и замедленного развития товарно-денежных отношений. Уход на заработки, характерный для местных крестьян, способствовал сохранности старых форм, поскольку оплата производилась, в основном, натуральными продуктами. Так, в селе Роговатка Нижнедевицкого уезда часто практиковался уход мужчин на работу на Северном Кавказе, где они работали пастухами и получали много шерсти за свой труд; поэтому традиционная одежда из домашних шерстяных тканей сохранялась здесь до 1920-ых годов. В ряде сел, где жили потомки однодворцев (особая социальная группа), домотканый наряд использовался долго благодаря наличию большого количества сырья. Нередко домашние ткани окрашивались растительными красителями, такими как кора ольхи или черноклен (черный цвет), вейда (коричневый).

Для изготовления одежды из промышленных материалов использовали
ситец, миткаль, кумач, кисею, парчовую ткань, позумент и различные ленты. Шелковые, ситцевые и шерстяные платки стали неотъемлемой частью гардероба крестьянок.

Рассматривая экспонаты в музейных залах, нельзя не восхититься красотой расписных прялок, резных оконных наличников, искусно сделанных сундуков… Особое внимание привлекает богатство и яркость...-4

Женщины умело комбинировали покупные и домотканые ткани, сохраняя традиции региона в композиции и цвете костюма. Использование промышленных материалов делало наряд еще более декоративным и красочным. Фактура ткани и ее цвет служили основой для вышивки и ткачества. Народные мастера гармонично сочетали однотонные и узорчатые ткани. Методы декорирования были разнообразными: ткачество, вышивка, аппликация и строчевая вышивка. Тканным орнаментом украшали рубашки и передники, создавая узор прямо на полотне в процессе ткачества. Этот метод требовал высокого мастерства, так как нужно было рассчитать узор и сделать его так, чтобы он соответствовал пропорциям одежды и вписывался в размеры изделия.
Одним из самых распространенных видов декора была вышивка, в которой часто сохранялись древние элементы и узоры, характерные для восточноевропейского орнамента. В Воронежском регионе в конце XIX – начале XX веков преобладала линейно-геометрическая вышивка. Самым популярным мотивом в вышивке и ткачестве этого региона был ромб. В большинстве случаев мотив ромба использовался в качестве основы для создания узоров, но иногда дополнял другие мотивы. Фигура в виде ромба, имеющая форму квадрата, расположенного на углу, называлась «круг». Довольно часто стороны ромба дополнялись прямыми линиями по углам, которые как бы продолжались по его сторонам.
Еще с древних времен изображение ромба с крючками символизировало плодородие, и в зависимости от его расположения в различных узорах, оно могло обозначать землю, растение или женщину.

Рассматривая экспонаты в музейных залах, нельзя не восхититься красотой расписных прялок, резных оконных наличников, искусно сделанных сундуков… Особое внимание привлекает богатство и яркость...-5

Растительные узоры в вышивке Воронежской области чаще встречаются на костюмах украинского населения. Русские начали использовать их во второй половине XIX века, находясь под влиянием украинских соседей, а также из-за появления печатных альбомов с орнаментами для вышивки.
В качестве нашивных украшений использовали нитки, тесьму, кружево, ленты, кожу, мех и пр. Из шерстяных ниток разных цветов делали пуговицы, кружки и кисти для декорирования верхней одежды, платков и поясов. Яркую тесьму, ленты и полосы черного плиса (бархата из хлопка) активно применяли для отделки поясов и нагрудных элементов одежды. Рубахи и передники часто украшали кружевом, связанным крючком или сплетенным на коклюшках.

Орнамент позволял создать уникальный и гармоничный образ костюма определенной местности. В целом, цветовая палитра нашивок была яркой и контрастной, а использование украшений из бисера и блесток делало одежду особенно праздничной.

Важными этническими характеристиками в дизайне костюма являются его форма, силуэт и сочетание отдельных элементов.
Южнорусские регионы отличаются многослойностью одежды, скрывающей фигуру женщины и придающей ей монументальность и статичность, создавая образ величественной женщины-матери.

Местные мастера очень эффективно используют материалы для изготовления костюмов. Прямоугольный кусок ткани часто служит основой для кроя одежды у разных народов. В Воронежской области он представлен в виде поясных элементов одежды, таких как понева, фартук и юбка.
Крой одежды часто усложняется за счет использования различных вставок и подкроенных деталей, что делает ее более удобной.

Рассматривая экспонаты в музейных залах, нельзя не восхититься красотой расписных прялок, резных оконных наличников, искусно сделанных сундуков… Особое внимание привлекает богатство и яркость...-6

Наиболее устойчивым в народной одежде является использование цветовых сочетаний.

Символика цвета, его семантическое и психологическое значения, выработанные на протяжении веков, являются яркими показателями, отражающими мировоззрение, особенности психологии и эстетического восприятия мира. В традиционной одежде цвет подчеркивает будничность и торжественность, выделяет обрядовые костюмы, возрастные группы и воздействует на чувства человека.

Белый цвет у многих народов ассоциируется со светом, легкостью и чистотой. Он олицетворяет благородность, духовность и девственность. В то же время, белый - это древний цвет траура, а одежда без окраски символизирует отказ от всех цветов, символизирующих жизнь.

Красный всегда был праздничным цветом. Красный цвет - это цвет плодородия, света, долголетия, могущества, власти – он всегда оказывал специфическое эмоциональное влияние. Красная одежда широко использовалась как торжественное облачение знати и духовенства.

Народная одежда Воронежской области долгое время отличалась самобытностью, отражая этнические и региональные особенности разных групп населения. Это заметно в крое, способах ношения различных деталей, использовании украшений и орнаментов. Особенно ярко это проявлялось в женской одежде русских. Начиная с середины XIX века, мужская одежда и одежда украинских переселенцев стали постепенно терять свою уникальность.