Найти тему
Serguei Bessonov Online

Как не нужно смотреть фильм Ридли Скотта «Наполеон»

В данной небольшой статье не будет ни в коем случае описываться содержание фильма, чтобы те, кто фильм еще не смотрел, получили удовольствие от просмотра, а затрагиваемые сцены, не будут поэтому выходить за рамки рекламного ролика.

С другой стороны, статья совсем не адресована тем, кто имеет очень смутное представление о Французской революции, Наполеоне, эпохе Первой Французской империи. Для них просмотр кинокартины станет прекрасным введением в тему. Может быть, им даже захочется узнать больше и погрузиться в историческую литературу…

Адресована же эта маленькая статья главным образом тем, кто прекрасно владеет наполеоновской темой и может быть разочарован несоответствием фильма историческим фактам. Именно поэтому такому зрителю не следует во время просмотра искать и подмечать несоответствия, а просто погрузиться в картину как в зрелище.

Не пытайтесь одновременно смотреть и критиковать увиденное.

Вы испортите себе впечатление. Это, пожалуй, главный совет зрителю.

К сожалению, еще до выхода на экраны на фильм обрушилась критика из-за некоторых сцен, показанных в трейлере. Режиссера высмеяли, например, за пушечные выстрелы по Египетским пирамидам, совершенно забывая о том, что Ридли Скотт снимал не документальный фильм, а художественный. Между тем, совершенно очевидно, что за 2 с половиной часа просто невозможно снять фильм о Наполеоне со всеми деталями. Только из Египетского похода Наполеона можно сделать целый сериал… Поэтому режиссер вынужден был использовать определенную символику. И всякий раз, когда зритель будет иметь дело с несоответствием известных ему фактов с увиденным, ему нужно понимать, что речь идет не более, чем о символике.

А как бы вы показали завоевание Египта двумя-тремя небольшими сценами? Поэтому художественное решение Ридли Скотта «проблемы» является совершенно адекватным. Зритель, понимающий и знающий, о чем идет речь, заполнит без проблем недостающие элементы и «вспомнит все».

Конечно, Наполеон никогда не скакал впереди эскадрона на лошади. Никогда. И знатоки истории опять показали своими пальчиками на режиссера, обвиняя его в незнании истории. Но речь опять идет о художественном приеме. Это очередной символ. Ведь именно Наполеон умел вести за собой войска, как никто другой, воодушевляя их на бой.

Но не следует специально искать символы в фильме во время просмотра.

Подобные поиски опять-таки могут негативно сказаться на впечатлении от фильма.

Фильм также можно сравнить с картиной художников-импрессионистов, которую зритель рассматривает с очень близкого расстояния. Он видит лишь какие-то разноцветные грубые мазки, не видя всю картину целиком. Только отойдя на какое-то расстояние, зритель обнаруживает полное изображение.

Нечто подобное складывается у зрителя фильма после его просмотра. Увиденные сцены – такие своеобразные мазки – складываются в единое целое и производят в конечном счете определенное впечатление. Можно сказать, что то впечатление, которое на зрителя произведет фильм, и есть Наполеон.

Не следует также полагать, что фильм предназначен главным образом для мужчин.

Это тоже не так. Линия любви Наполеона к Жозефине де Богарне проходит через фильм красной нитью. Ридли Скотт не забывает о женской аудитории. И опять-таки не следует во время просмотра задаваться вопросом об исторической достоверности показанного. Этим можно заняться после просмотра фильма.

Конечно, Наполеон – персонаж легендарный. О нем написано очень много. Более того, книги о Наполеоне выходят ежегодно. Но и сам Наполеон, находясь на острове Святой Елены, успел оставить после себя мемуары, внеся огромный вклад в создание своей собственной легенды.

Собрание мемуаров Наполеона в 3-х томах
Собрание мемуаров Наполеона в 3-х томах

Эти воспоминания в современном издании составляют 3 тома. Но, если бы перед Наполеоном стояла задача сделать 3-часовый фильм о себе самом, мы вполне можем представить себе, что у него получился бы именно такой фильм как у Ридли Скотта.

Как вы думаете, рассказал бы ли он о том, как сакакал впереди эскадрона на лошади и как храбро рубился с противником?

В фильме есть также послесловие в виде текста. Это послесловие - заключительный мазок художника. Его можно озаглавить "Наполеон в нескольких цифрах". Разумеется, без этого последнего довольно произаического мазка картина была бы неполоной.

Приятного просмотра!

  • Тем, кого смущает возраст актера Хоакина Феникса, следует обратить внимание на замечание, сделанное о Наполеоне Карлом Магнусом Шурбингом, секретарем шведского посла Акселя де Ферзена, на Раштаттском конгрессе. Шурбинг отметил, что Наполеону можно дать скорее 50 лет, чем 30. (см. "Napoléon. Biographie", Georges Bourdonove, 1978, Editions Pygmalion/Gérard Watelet, collection "J'ai lu", page 910).