Вернулся из эвакуации друг моего мужа. Рассказал кое-что интересное о том, как происходила их эвакуация из Мариуполя. Честно говоря, меня эти новые факты просто шокировали.
За это время я еще от двух людей слышала подобные рассказы. Как я поняла, эвакуация людей с левого берега происходила совсем не так, как из другой части города (откуда уезжали мы).
Обьясню более подробно разницу между двумя частями города во время боевых действий (когда уже начали работать зеленые коридоры).
В западной части города, на выезде из него, был блокпост, на котором русские "вежливые люди" встречали мирных жителей и отправляли их в очередь на эвакуацию.
Я не просто так написала "вежливые люди". Все дело в том, что в западной части Мариуполя на блокпостах стояли русские военные, а в восточной части (на левом берегу) - ДНР. И насколько я поняла, военные ДНР вежливостью не отличались.
Все жители, которых встречали солдаты ДНР, на этапе эвакуации проходили ряд унизительных фильтрационных мероприятий. Их заводили в помещение и раздевали до гола. Причем, происходило это на глазах других таких же людей, ожидающих своей очереди. Раздевали всех. Женщин и подростков в том числе.
Делалось это, скорее всего, с целью обнаружения татуировок на теле. Не знаю, правда, зачем искать их в трусах и делать это публично, но я не специалист в военном деле, поэтому не буду строить догадки.
На мужчин оказывалось очень жесткое давление. Друга моего мужа приняли за нациста из батальона Азов. Допрашивали с таким прессингом, что выдержать это было очень сложно. Говорит, что такие допросы он видел только в фильмах про советских нквд-шников.
После долгих часов напряжения его отпустили со словами: "в Донецке с тобой разберутся".
Наслушавшись рассказов, я поняла, что мы эвакуировались по розовым облакам. Я не представляю себя на месте тех людей, которым пришлось пережить такие унижения. Для меня это было бы, наверное, страшнее военных будней.
Друг моего мужа вспоминает эти процедуры с содроганием. Говорит, было такое чувство, будто меня морально изнасиловали.
Почему была такая разница в отношении к людям со стороны военных в разных частях города?
Опять же, я могу это объяснить только основываясь на своих собственных умозаключениях. Я не знаю, как на самом деле, но предполагаю, что мое мнение недалеко от истины.
В западной части города стояла российская армия. И, видимо, не зря их называют "вежливые люди". На мой взгляд даже слишком вежливые. Они с большим сочувствием относились к людям, которым пришлось пережить военные лишения, внезапно свалившиеся на их голову. И, к сожалению, проверка людей на выезде была слишком мягкой, если учитывать, что в толпе мирных жителей оказывались и переодетые солдаты бандеровской армии.
Это мы поняли уже в последствии, когда узнали, что многие криминальные элементы смогли покинуть таким образом город.
В восточной части города стояла армия ДНР. Это бойцы, которые уже 8 лет до этого сражались с нацистами. И даже если бы у них закончилось оружие, они продолжали бы это делать с вилами и штыками. Многие из них, действительно, жесткие ребята. Этому их научил опыт войны.
В силу этих причин я не могу судить их со своей колокольни. Да, выдержать публичное унижение после всех ужасов войны - это сверхсерьезное испытание для психики. И я восхищаюсь теми людьми, которые прошли его и сумели сохранить чувство собственного достоинства.
Но если посмотреть на это с другой стороны, то становится очевидно, что через блок-посты ДНР (как и через их пункты временного размещения) не смогла бы пролететь даже украинская муха, не то чтобы украинский солдат. И номер с переодеванием в женщину здесь бы уж точно не прошел (как это было на другой стороне).
***
В своей истории я тоже столкнулась с неким презрительным отношением ко мне со стороны военного ДНР. Это было, когда мы возвращались из России и уже добрались до блокпоста в Новоазовске (там, где находится таможня ДНР).
Если вы помните, я писала, что в Россию мы выехали без документов на детей. И в ФМС мы делали специальные документы, подтверждающие их личность.
Так вот, когда подошла наша очередь на таможне, я отдала военным на проверку все документы. Их было двое. Один спокойно изучал то, что ему дали. А второй с презрительным видом начал придираться к документам детей.
"Что это за бумажки?". На что я ответила: "Бумажки? Это документы, которые нам выдала федеральная миграционная служба России."
Его мой ответ нисколько не тронул.
-"Если я тебя еще раз увижу с этими бумажками... А то смотри, ездит она туда-сюда".
Естественно, я возмутилась: "Вы что, не видите, мы возвращаемся домой из России, у меня годовалый ребенок на руках. Какие поездки туда-сюда? Мне что, делать больше нечего?"
На что он мне ответил: "А это не ты там, случайно, прогуливалась..."(и в этот момент он назвал то ли какое-то место, то ли населённый пункт, о котором я впервые слышала)"
- "Не поняла, о чем вы говорите?"
Но он махнул своему сослуживцу и они отдали мне документы.
Слава Богу, что в тот момент я не поняла, о чем он говорил. Иначе я бы точно нарвалась на неприятности, потому что не ответить на это оскорбление я бы не смогла (даже если передо мной - вооруженный солдат, а на дворе законы военного времени).
Только после того, как мы сели в свой автобус, я спросила у водителя, что это за место такое. И она (нашим водителем была женщина) ответила, "Это там, где военным привозят девочек для утех."
Не передать словами, какое негодование охватило меня, когда я это услышала. Как я жалела, что не поняла тогда, о чем идет речь. Я бы ему ответила... Ну или хотя бы записала его фамилию и подала жалобу в комендатуру.
Хотя сейчас я понимаю, что с моим характером я бы могла ляпнуть что-то очень небезопасное для моей свободы.
Конечно, очень неприятно, что люди, пережившие войну, вынуждены получать вот такие оплеухи. И от кого? От своих же.
Для меня это было вдвойне обидно. Так как за все время эвакуации, учитывая дорогу туда и обратно, ни от одного российского солдата я не услышала и не увидела ни малейшего намека на какие-то отрицательные эмоции по отношению к нам.
Мало того, я и сейчас, живя в Мариуполе, могу отличить российского солдата от других. "Вежливыми людьми", как я уже сказала, они не просто так называются. Они открывают мне двери, когда я выхожу из магазина с коляской. Пропускают в очереди. Скромно себя ведут.
Да-да, это те самые солдаты, которые бабушек через дорогу переводят, берут на руки бродячих кошек и детям дарят цветы на улице (сарказм предназначен для тех, кто уже начал брызгать слюной от моих слов).
Конечно, человеческий фактор присутствует везде. Но я говорю только о своем личном опыте. И в этом опыте я замечаю определенные закономерности, против которых нечего возразить.
Я совершенно не хочу сказать, что русские солдаты лучше ДНР-овских. Просто, как мне кажется, военные ДНР более озлобленны из-за длительной, изматывающей войны. А может быть еще и от того, что среди мариупольцев есть те, кто против России. Ведь в Донецке таких практически нет. Вполне естественно, что они подозревают предателя в каждом мариупольце.
Мы и сейчас, даже по прошествии времени, замечаем, с какой осторожностью люди в Мариуполе высказываются о своей собственной правде. А вдруг собеседник другого мнения? И тогда может начаться очень горячий спор, если не хуже.
***
Какой итог я хочу подвести? Мне кажется, что оценки здесь излишни. Хорошо это или плохо, правильно или неправильно. Это просто факт из военной истории нашего с вами государства. Факты не должны умалчиваться или проходить цензуру. Иначе история превращается в сочинение на тему "Как бы я хотел, чтобы было".
Может, для кого-то это будет не совсем удобная правда. Но война - это всегда неудобно, неправильно, некрасиво. Почему наши старики-ветераны и не любят говорить о ней. Война вскрывает наши язвы, нелицеприятно обнажает их. И с этим ничего не поделаешь. Мы люди, несущие на себе печать греха, какими бы мы не казались святыми самим себе и окружающим.
Не хочу уподобляться своим украинским собратьям в умении украшать правду. Даже то, что я оценила свое повествование на свой взгляд - уже неправильно. История - это только голые факты и ничего больше. Но так как эта история коснулась лично меня, то пусть это будет мое субъективное мнение о происходящем. Для меня очень важно быть честной с вами и с самой собой.
P. S. Очень рада была пообщаться со всеми вами в комментах к предыдущим статьям. Какая все-таки у меня живая и интересная аудитория... А сколько единомышленников - страшно подумать! (не мне страшно, врагам).
Да мы с вами горы свернем 💪. А на вредителей не будем обращать внимания. Для них самое ужасное - это единомыслие в государстве. Вот с чем они пытаются бороться.