ЗНАНИЯ И ПРАКТИКА
Что же касается пути боевого искусства, вам необходимо знать его и уметь
привнести в практику. Вам необходимо уметь делать что-либо и вам нужно знать
какие принципы стоят за этим. В противном случае вы будете заблуждаться, и
вводить в заблуждение других. Вы бы продолжали повторять ерунду. Знание и
практика простые слова, но их значение сложное. Одни говорят, что легко что-то
сделать, но трудно объяснить. Другие говорят, что легко объяснить и понять что-
либо, но это трудно сделать. Иногда люди говорят, что трудно объяснить что-
либо и трудно сделать это. Или что теория и практика связаны. Или что на самом
деле нет таких вещей как просто и трудно. Есть основания для каждого из этих
утверждений. Но все они очень общие и неглубокие. Они не дают возможности
всецело разобраться в данном вопросе.
Я думаю, что если вы потратите достаточно времени, то сможете достичь
некоторых результатов в любой области. Но из-за ограниченности знаний может
случиться так, что будет трудно объяснить суть того, что вы делаете. Это можно
описать как «легко сделать, трудно объяснить». Если знания обширные и глубоко
развиты благодаря длительной практике, это «легко объяснить и легко сделать».
Если нет ни знаний, ни навыков, вы «не можете сделать, и не можете объяснить».
Нет пределов развитию науки. Существуют некоторые знания и некоторые навыки.
Какой уровень можно считать истинными навыками, истинными знаниями? Я не
могу сказать. Но если человек знает о чем-то и может это сделать, если он может
делать что-либо и понимает, как он это делает, это может рассматриваться как
начало объединения знаний и практики. Если вы понимаете что-то не достаточно
хорошо, вы не сможете достичь действительно глубоких навыков. Если вы не
можете делать что-то на практики, нельзя сказать, что вы обладаете реальным
знанием об этом. Знания и практика не разделимы. Это одно и то же в любой
35науки. Это должно быть так же и в боевом искусстве, которое базируется на
моральных ценностях. Это должно быть воплощено, проявлено в каждом моменте
практики. Когда это бой, то нет времени думать. И вы не можете только говорить
об этом всю жизнь.
На пути науки вы должны попытаться ясно понять принципы. Вам следует тратить
время и усилия на практику. Если человек не понимает принципов, не знает
требований практики, ему легко сбиться с пути. Тогда чем больше времени он
будет практиковать, тем больше будет вреда. В любой области науки или
искусства легче учить молодых. Те, кто старше, уже имеют некоторые
достижения или даже знамениты, они не могут легко изучать новые вещи. Если то,
чему обучает учитель, не является ценным, если ученик не принял истинного
решения учиться и только имитирует то, что другие делают и повторяет то, что
другие говорят, это только слепое следование. Если человек практикует, но
результатов не видно, это происходит из-за недостатка того, что действительно
важно – практического опыта. Если так происходит все время, когда нет
настоящей связи между теорией и практикой, это связано с размышлением о
мистическом и сверхъестественном. Такие люди никогда не войдут в истинные
ворота той области, которую они изучают, они никогда не получат практического
опыта. Какая жалость!
Вы должны знать, что навыки это только ворота науки. Говорят: «даже если
ребенок глупый, не следует освобождать его от обязанности учиться».
Необходимо понять принципы и научиться использовать их на практики. Внешнее
и внутреннее, то, что на поверхности и то, что внутри должны помогать друг другу,
в противном случае будет сложно встать на правильный путь.
36ПРИЧИНА УПАДКА БОЕВОГО ИСКУССТВА
Существует три причины для практики боевого искусства: здоровье, самозащита,
польза для общества.
Польза для общества – это моя миссия, это основное. Польза для общества это
результат здоровья тела и духа. Без здоровья нет цельного, сильного духа. Если
вы не обладаете сильным духом, то истории наполнены славой, движущей
людскими сердцами и заставляющей их кричать. Не говорите о жертвенности в
этом случае. Я опасаюсь, что если человек, не обладающий сильным духом,
увидит кого-то, кто пытается совершить самоубийство, он испугается и не
отреагирует. А что если понадобится выхватить меч, чтобы помочь другим, когда
что-то происходит неправильно?
Это не единственная проблема. Тем, у кого слабое тело и плохое здоровье часто
не хватает энергии и духа, они часто пребывают в плохом настроении.
Толерантность и хорошее настроение не возможны, когда нет здоровья. Здоровье
это основа. Практика боевого искусства помогает культивировать здоровье. Все
зависит от этого. Это действительно важно. Как люди могли допустить ситуацию,
когда ложь выглядит как правда, когда людей обманывают столетиями и
невозможно отличить ложь от правды?
Вначале боевое искусство было простым, но позже люди стали изменять его,
превращая в нечто сложное. Боевое искусство это инструмент улучшения
37физиологических функций, ключ к развитию замечательных способностей
тела. От простого к сложному – вот правильный путь. От сложного к простому это
против физиологии – это неправильно.
Вначале в Син и цюань было три метода и все три метода были одним движением
(гуо-цзянь-цзуань). Цзянь (шагание вперед), Цзуань (сверление), Гуо
(обертывание). Это было, как лошадь, несущаяся вскачь, без отделения одного от
другого. Три вида сил были связаны в одно движение. Позже были добавлены
пять элементов и двенадцать форм. Пять элементов изначально были пятью
способами использования силы. Что касается двенадцати форм, то каждый из
двенадцати видов животных и птиц обладают своими собственными
характерными способностями, которые дают им некоторые преимущества. Они
должны быть собраны и соединены. Это не должно быть двенадцатью формами –
фиксированными наборами движений.
Та же ситуация с Багуачжан. В начале, различались только одиночные и двойные
ладони. Позже, из-за того, что знания многих людей были поверхностными, те, кто
не понимал значения боевого искусства, создали иллюзорные методы - 64 приема
ладони и 72 приема ногами и тому подобное. Это не только бесполезно, но и
вредно.
В тайцзицюань отклонения особенны значительные, но, по крайней мере, это не
создает такой большой опасности для здоровья. Принципы не идет против
физиологии. Но все эти позы и формы бесполезны. Если говорить о классической
теории этого искусства, тексты довольно точные, но, к сожалению, в них нет сути.
Кроме пустых разговоров и слишком сильных обобщений.
Подводя итоги, можно сказать, что если мы говорим обо всех современных
боевых искусствах, нет большого смысла обсуждать имеют ли они ценность с
точки зрения здоровья или ведения боя. Нет ни одного метода, который
находился бы в согласии с требованиями физиологии. Я путешествовал по Китаю
около 40 лет, встречал тысячи людей, практикующих боевые искусства и я не смог
увидеть даже того, чтобы чья-то поза была бы сбалансированной, не говоря уже
сути и глубине боевого искусства.
38Основа боевого искусства это простота формы и богатство содержания. Но есть
люди, которые практикуют всю жизнь и не могут понять этого. Те, кто достигли
высокого уровня, встречаются так редко, как перо феникса или рог единорога, и
все-таки то, что они демонстрируют это не то, о чем я говорю. Это не потому, что
сложно понять принципы боевого искусства, но потому людям не
хватает способности рассуждать и сильной воли.
В наши дни так много отдельных школ. Так много техник и методов, что сложно
назвать их все. Почему? Это результат поиска внешней красоты, нуждающейся в
демонстрации. Если вы практикуете боевое искусство с целью произвести на
других впечатление, было бы лучше наняться на работу в оперу вместо
хореографа. На самом деле артисты оперы, которые специализируются на сценах
ведения боя, обладают некоторыми основными навыками боевого искусства. Если
вы сравните их с типичным представителем боевых искусств, вы должны признать,
что уровень артистов выше.
Практикующие боевые искусства в наше время, похваляются тем, что они знают
так много форм и техник. Даже те, кто не имеют большого представления о
боевом искусстве, смеются над ними. Какая болезненная ситуация! Разве не
формы и искусственные техники являются причиной упадка боевого искусства? К
сожалению после нескольких сот лет такая практика стала обычным делом.
Сейчас сложно изменить эту ситуацию. Волна движется. И большинство
абсурдных понятий, таких как теория четырех проявлений и пяти элементов,
девяти дворцов и восьми триграмм, мифические писания на панцире черепахи
впитываются и изучаются. В результате ученики не понимают сути, одураченные
чепухой, которую они слышат, они следуют за иллюзиями. Как же истинное
боевое искусство не будет в упадке?
Есть такие люди, которые изучают несколько форм с саблей, копьем, мечом и
палкой и они обманывают людей, чтобы заработать деньги, и они преуспевают в
этой деятельности. В результате другие люди, которые ищут, как им заработать
на жизнь, видят такую возможность и выбирают этот путь. Их становится все
больше и больше. Это противоречит не только самой идеи боевого искусства, но
также является причиной того, что добродетели, храбрость воина в наши дни
утрачены.
39Даже если есть несколько необычных людей, которые проникли внутрь сути
боевого искусства, но из-за обычаев и предрассудков они не хотят открыть этот
путь другим. Разве они не знают, что вода в реке и море принадлежит всем людям,
которые хотят использовать ее? Почему они так узко мыслят? Наука принадлежит
всему человеческому роду. Если у кого-то есть некоторые достижения, он должен
ими делиться. Как он может сохранять все это только для себя, игнорируя
других?
Последнее время многие говорят о Буддизме, о духах и демонах, рассказывают
ложь о культивировании Дао и о том, как обрести бессмертие. Это чрезвычайно
бессмысленно и вредно. Как они смеют сейчас, в эру процветания науки,
популяризировать такую дикость, ложные теории и публиковать их в журналах?
Как это возможно, что такие явные идиоты, находят поддержку своим позорным
поступкам? Что бы подумал Будда об этой категории людей, которые
распространяют ложные взгляды, если бы он знал об этом? Существует
множество способов заработать на жизнь. Почему им нужно использовать слабые
места общества, чтобы обманывать себя и других? Когда я говорю об этом, я
испытываю такую тоску, такую печаль за мир и людей.
Майли Канси (1662 – 1723) и Юнчжэн (1723 – 1736) период династии Цин несут
ответственность за упадок боевого искусства, потому что в это время стало
пропагандироваться то, что не являлось сутью боевого искусства. Те, кто не были
достаточно мудры и позволили себя обмануть, они виноваты. В результате до
настоящего времени ложь продолжает распространяться и суть не может быть
найдена в этом. Есть люди, которые понимают суть боевого искусства, но из-за их
консерватизма и разобщенности, оно продолжает находиться в упадке.
Путь боевого искусства – обучение пользе для тела и духа, принести пользу во
многих областях. Но неправильное обучение может стать причиной проблем,
связанных с характером, личностью или телом, может негативно отразится на
всей жизни. Если вы не верите этому, подумайте о том состоянии, в котором
находятся некоторые известные мастера. Сколько среди них тех, у кого есть
проблемы со здоровьем, кто парализован? Они практиковали, чтобы улучшить
здоровье, но, вместо этого, они разрушили свое здоровье. Какая жалость!
40Современное боевое искусство превозносится как национальное сокровище. Но
не является ли это национальное сокровище тем, что делает людей калеками? За
те 15 лет, которые гошу (guoshu) является национальным искусством Китайской
Республики, было открыто множество институтов в различных местах, с
названиями, выражающими то, что другие боевые искусства не заслуживают
звания национального искусства. Такое национальное искусство, которое наносит
вред людям и не имеет истинной ценности, может существовать только в нашей
стране. На самом деле я даже не знаю, откуда пришли эти необыкновенно
мудрые люди, которые дали гошу такое звание? Я не знаю, как они могли быть
такими смелыми и о чем они думали? Что же касается больших боссов, которые
продвигают спорт, знают ли они, что этот вид спорта, который они
пропагандируют, может привести к преждевременной смерти? Увы! Как люди
могут быть такими слепыми? Я надеюсь, что люди сядут вечером и спокойно
подумают об этом и поймут проблему. Человеческое тело драгоценно. Как мы
можем наносить ему вред из-за следования неправильным учениям? Те, кто ищут
учителя, должны быть осторожными в том, что касается этого вопроса.
Что же касается боевого искусства, я вижу только правду и ложь, я не
обращаю внимание на сектантское разделение школ. Я просто хочу передать
следующему поколению то, чего я достиг. Я хотел бы, чтобы все знали об этом.
41Поэтому я обучаю всех, кто приходит ко мне учиться. Я вижу всех людей как моих
родственников. Вот почему мне не нравится традиционная система мастер-ученик.
Боевое искусство сможет процветать только в том случае, если сектантские
взгляды будут постепенно разрушены. Я надеюсь, что это произойдет.