Вопросы образования всегда привлекали внимание специалистов, родителей, детей. Только ленивый не ругает современную школу
с постоянными реформами, изменением программ, учебников, не высказывает претензий к организации учебного процесса, к подготовке учителей…
Меня всегда интересовали вопросы образования в нашей стране.
В канале на Яндекс-дзене я разместил несколько публикаций, касающихся этой темы: «Кто придумал букву ё?», «Почему классная доска зелёная?», «День берестяной грамоты», «Друзья, прекрасен наш союз!».
В школьном музее СОШ 9 г. Видное мне показали дореволюционный учебник русского языка. Я подумал, что было бы интересно изучать русский язык и литературу по такому учебнику, где теория соседствует с текстами.
И, конечно, захотелось побольше узнать, как учились гимназисты дореволюционной России.
В статье, посвящённой состоянию дел в мужских классических гимназиях, прочитал сообщение о том, что из учеников прогимназии
г. Вольска «многие искусные воры, некоторые занимаются скотоложеством
и онанизмом, а один даже пырнул ножом директора и ударил сапогом в лицо воспитателю».
Система образования всегда строится в государстве в соответствии
с политическими реалиями и господствующими взглядами в обществе. В годы правления Александра I изучение иностранных языков, в том числе латыни
и древнегреческого приветствовалось. Николай I посчитал, что юноши, начитавшись книг про античных борцов за свободу, становятся революционерами. Греческий язык из программы убрали.
В 1871 году Министр просвещения граф Дмитрий Толстой посчитал «неблагонадёжными» естественные науки. История и литература тоже стали нежелательными предметами. А главными «назначили» латынь и греческий. Ученики изучали грамматику и делали письменные переводы. Количество второгодников резко возросло. К тому же, не хватало учителей, поэтому
в России появились немцы и славяне из Австро-Венгрии. Относительно
их профессиональной подготовки было много вопросов. Зачастую эти учителя не знали русского языка.
В 1902 году изучение греческого языка стало необязательным, количество часов, отведённых на древние языки, сократили. Из новых языков гимназисты изучали немецкий или французский, часто изучали оба.
Порой высказывались жалобы и просьбы пересмотреть количество часов, выделяемых для изучения русского языка. В 1894 году московские гимназисты писали выпускное сочинение. Одна ошибка на два сочинения – очень хороший результат!
Литература, как мы уже знаем, тогда изучалась вместе с русским языком. Например, учебный план, утверждённый Министром просвещения в 1871 году, предусматривал разбор произведений А. Пушкина «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и заучивание наизусть восьми стихотворений. Кстати, творчество М. Лермонтова изучали без «Героя нашего времени».
История обычно изучалась по учебникам Д. Иловайского, «Краткие очерки русской истории» которого выдержали 36 изданий. Специалисты отмечают, что при изучении русской истории нередко практиковалась тупая зубрёжка без комментариев и живого слова со стороны учителя.
Закон Божий считался второстепенным предметом. Зато математика относилась к числу важнейших даже в классических гимназиях. Интересно, что в 1877 году 37,6% выпускников этих гимназий собирались поступать в университеты на медицинский факультет, 18,3% – на физико-математический, на историко-филологический – только 14,5%, на юридический – 17%.
Для поступления в гимназию требовалось выдержать испытание на знание основных молитв и основных событий Ветхого и Нового заветов, умение бегло читать и писать по-русски, а также знание четырёх арифметических действий. Чтобы перейти из класса в класс в гимназии были предусмотрены переходные экзамены. Не все выдерживали это испытание, часто заваливались на экзаменах по древним языкам.
Второгодники были обычным явлением для дореволюционной гимназии. На второй год, и не единожды, оставались писатель Антон Чехов, художник Мстислав Добужинский и даже первый глава Временного правительства князь Георгий Львов. Поначалу разрешалось оставаться
на второй год хоть по 10 раз. Один гимназист, учившийся в гимназии при Николае I, вспоминал: «В третьем классе можно было встретить верзил, уже брившихся, говоривших басом, пивших водку, резавшихся в картишки
и знакомых со всеми увеселительными заведениями в столице».
Конечно, эти порядки изменили, сидеть в одном классе больше двух лет запретили – незамедлительно следовало отчисление. В иные годы гимназию оканчивали не более 10% поступивших. На выпускных экзаменах, которые назывались «испытание зрелости», гимназисты показывали довольно хорошие результаты. В 1877 году только один гимназист Санкт-Петербургского учебного округа завалил эти экзамены, а 20% выпускников получили золотые и серебряные медали.
В случае успешной сдачи экзаменов, гимназиста могли без экзаменов принять в университет.
Интересно, что почти все, учившиеся в дореволюционных гимназиях, вспоминали, что учили их плохо. При этом все авторы этих воспоминаний были исключительно образованными людьми.
В заключение следует отметить, что в 1870-х годах обучение в гимназиях было платным, плата составляла 30 рублей в год и вносилась по полугодиям. По тем временам это была солидная сумма. От платежей за обучение решением педсовета гимназии освобождались способные, но бедные ученики (не более 10 % учащихся), а также дети служащих в системе Министерства просвещения со стажем свыше 10 лет.