Выезжать в Донецк я не торопилась, меня снова захлестнуло волнение. Всё никак не могла выйти из квартиры, находила тысячи мелочей, которые нужно сделать вот прямо сейчас.
В 12:30 я всё-таки вышла, подруга поторопила. Погода не радовала, а от внезапного гула в небе я покрылась мурашками. Как будто летело что-то мощное, а потом взрыв, один, второй, и глухие приземления. Или земля под ногами дрогнула, или это у меня ноги подкосились. Даже в хмуром, затянутом тучами небе, я рассмотрела следы работы ПВО. Опять по нашим станциям шмаляют. Не угомонятся!
Ещё и Горловка который день под обстрелом.
Звонит мама.
"Слышала?" - спрашивает она.
"Ещё как слышала! Я как раз по улице иду" - отвечаю я.
"Может ты никуда не поедешь?"
"Меня уже ждут, я поеду"
И поехала. Микроавтобус подобрал меня на трассе буквально через 5-7 минут, после того, как я туда пришла. Даже были места. Чудо!
В дороге начался снегопад и приятно было смотреть на белеющие обочины. Решила ехать до конечно, опять на Крытый рынок, чтобы там, на Автостанции, пересесть на 46 маршрут и ехать весь этот длинный путь сидя.
Подруга говорит:
"Я не знаю, как ты едешь на Крытый, я такая трусиха, в Донецке живу, а в центре не была уже больше года"
"Да я сама боюсь, но я уже там была в субботу, вроде нормально, люди ходят-ездят"
"Ну так да, нормально, пока не прилетело в любой момент"
"Всё, не говори мне об этом. Всё будет хорошо!" - успокаиваю я сама себя.
Но иду на Автостанцию не прогулочным шагом, а довольно быстро. Хотя люди вокруг никуда особо не торопятся. Я не вижу и не чувствую в них страха.
Так же работает точка с уличной едой, только теперь она необычно украшена. А может быть, как раз и обычно для города на передовой. Мешки с песком, но люди работают. Они не пробегают мимо, как я, а целый день находятся на своём рабочем месте, в хлипком ларёчке. В месте, которое не раз подвергалось обстрелу.
Мясной магазин закрыт, забит наглухо ещё после прилёта. Перехожу дорогу к Автостанции и замечаю, что всё время прислушиваюсь.
Нахожу нужную маршрутку, свободное место и через те же 5-7 минут отправляюсь в путь.
Дорога дальняя, что-то в районе 40-45 минут. Большой Пролетарский район Донецка. Ох и забралась моя подруга!
Я всё время сосредоточено смотрела в окно, тщетно пытаясь выудить из памяти эту дорогу. И вроде бы всё здесь смутно знакомое, но и бесконечно чужое. Была тут всего пару раз .
Проехала рынок "Объединённый". Это место единственное, которое я неплохо помню. Мне всегда казалось, что за ним больше нет жизни, слишком уж он далеко от огней центральных улиц Донецка. Но нет, подруга умудрилась забраться ещё глубже в неведомые дали.
Автобус тормозит на остановке и через окно я вижу её, мою подругу. Почти 2 года не виделись. У неё жизнь переменилась, ребёнка родила и практически рассталась с мужем.
Старше стала, не постарела, а именно стала старше. Глаза повзрослели. Дерзкий огонёк погас, а вместо него появился нелёгкий жизненный опыт, разочарование и надежда на светлое будущее.
Мы обнялись, что-то бессвязно щебетали перебивая друг друга.
"Ну, пойдём? - спрашивает подруга, показывая направление - Только через магазин"
И мы идём по старым, грязным улицам, среди таких же ветхих домов. Донецк, какой же ты разный!
Знаете, так странно возвращаться в места, где всё было по-другому, где мы были другими. А вид из окна тот же, только теперь маленький человечек бегает по комнате, с матерью, но без отца.
Подруга суетится в зале, накрывает на стол, как и её мама, которая приехала в Дoнецк с неподконтрольной территории чуть больше года назад. У неё уже и паспорт российский, и работает она в Донецке. Приехала на помощь дочери, а оказалась её единственной опорой.
Мы, три девицы, собрались за столом, чтобы поговорить обо всём на свете.
Раньше подруга меня так не встречала, она почти не готовит, мы скидывались на мясо, она его мариновала и мы делали или шашлыки во дворе, или шашлыки на грильнице. Я всегда привозила мамины соленья, по дороге покупала рыбку. Ничего лишнего, всё самое вкусное и сытное на столе.
В этот раз стол был разнообразнее. Чувствуется мамина рука :)
Мы пили вино, а мама подруги - виски. Мне кажется, что не было ни одной минуты тишины, мы всегда заполняли её.
Подруга больше не живёт с мужем, но ещё и не в разводе. Периодически он появляется на пороге, но не приносит с собой ни заботы, ни денег, ни внимания. Пожалуй, он их только отнимает.
Живёт в кредит. Да, именно так. Открывает одну кредитку, чтобы погасить другую, и нигде не работает. Хороший папа, и добавить нечего.
Я не понимаю почему мы - женщины, позволяем так себя обижать и унижать. Любовь? Да это же смешно! Ребёнка кормить надо, памперсы менять, игрушки покупать. Какая такая большая любовь? Кому нужен этот шалаш, ещё и без Рая?
"Мне так за тебя обидно - говорю я подруге - Ты знаешь моё мнение о Р***, я никогда его не скрывала. Просто, зачем? Чтобы через 20 лет сказать какой ты была дурой? Чтобы как моя мама грызть локти и недоставать?"
А она склоняет голову и говорит:
"Я с ним разведусь в следующем году, но сейчас я пока не могу. Он мне должен деньги вернуть"
"Ты в это веришь? Что он может вернуть, он в кредитах" - говорю я.
Её мама меня поддерживает. Говорит, что теперь понимает почему я его всегда терпеть не могла, а он меня. Она его обзывала просто последними словами. Она злится на него, потому что ей тоже обидно и больно за свою дочь, как и мне больно за свою подругу.
Тем временем подруга намекает мне, мол, пойдём прогуляемся, вино ещё купим, а значит хочет поговорить со мной наедине. И мы выходим на улицу, на снег, под жёлтый свет уличных фонарей.
Зима, я люблю тебя именно такой!
Мы купили ещё бутылочку красного полусладкого, нам её сразу и открыли. Шли и пили по дороге из одноразовых стаканчиков. Боже, как в юности!
И говорили, и говорили.
Тишина была на окраине Донецка.
И вот так договорили мы до полуночи, узнала я, что моя подруга хочет вернуть всё вспять, но сына, конечно, любит. Много она говорила про свою "жалкую жизнь" и что хочет вернуться со мной в Крым, хотя бы на один сезон. Её мама против. Она не хочет быть бабушкой, которая сидит с внуком.
Как всё сложно в этой взрослой жизни.
А потом мы разошлись спать, только моя ночь была бессонная. Неважно сколько я выпила, в гостях я почти не сплю.
Рано утром услышала, как малыш топает ко мне в комнату. Зашёл, стоит в недоумении, смотрит на меня. Я поманила его к себе и он пошёл мне навстречу. Улыбается!
Подняла его на кровать, закрываю своё лицо руками, открываю и говорю "ку-ку". Он улыбается и видно, что стесняется чужую тётю, но ему интересно.
Боже, я даже представить себе не могла, что буду играть с ребёнком моей подруги. Мне сложно осознать, что он - это её частичка. Что он есть вот здесь и сейчас. Одно дело слышать о том, что малыш растёт, а другое дело - видеть его, улыбаться ему в ответ, обнимать. Так странно!
Утро вторника было другим, больше не снежным, словно и не было снегопада, от него мало что осталось, только обрывки.
Мы выпили кофе, съели бутерброды с сыром и колбасой, и я сменила пижаму на джинсы и свитер. Не люблю задерживаться в гостях, меня всегда неумолимо тянет домой, в мою родную гавань.
Люблю возвращаться домой. Это такой приятный маршрут. Я даже не слишком волнуюсь. Погода чудесная, как будто внезапно нагрянула весна.
Солнечно и тепло. Зелёная трава всё ещё украшает остывающую землю.
Иду вдоль трамвайных путей на автобусную остановку.
Настроение вторит погоде, приподнятое. Снова строю планы и считаю дни до Нового года.
В среду еду забирать небольшой озоновский заказ и готовый тюль. Уже довольно радостное событие.
Стою на остановке и смотрю на местное бездорожье. Очень похоже на дороги в нашем городе. А это вообще дороги? Это лунный пейзаж.
В 46 автобусе еду сидя, мне опять везёт. Причаливаю на остановку Крытый рынок, немного прогуливаюсь, буквально 5 минут, до первых громких звуков артиллерии. Пожалуй, лучше я потороплюсь домой. А погода такая, что хочется гулять.
Захожу в кассы, встречаю в дверях водителя, он меня разворачивает и отправляет в микроавтобус. Сейчас выезжаем. И я тороплюсь занять своё место, иду под тёплыми солнечными лучиками и ловлю себя на том, что я улыбаюсь.
Стоило только проехать Донецк и Макеевку и приблизиться к Харцызску, как тут же пропал мобильный интернет. Я не понимаю, как это работает. Почему в городах на передовой интернет ловит замечательно, а в тылу его нет? Разве не должно быть наоборот? Для меня это неразрешимая задача.
На остановке я обрела крылья. Не могу сказать, что мне было плохо в гостях, но в любом чужом доме я не чувствую себя комфортно, поэтому возвращение домой всегда желанное. Там меня ждут коты и тишина.
А вечером ещё и стол-книжку привезли из местного мебельного магазина. Собирать его будут сегодня, я надеюсь.
И меня опять закрутила круговерть будних дней, как скоро закружит круговерть праздничных. Ёлка наряжена, а квартира нет. Не хочу и не буду.
Подарки для племянницы упакованы. Квартира практически прогенералина. Большая часть продуктов к новогоднему столу закуплена. Штрихи, штрихи, вот что осталось. Ну и настроение раздобыть более праздничное :)