Этот способ обмана не нов, но он вновь набирает обороты. На днях один умник так пытался развести меня на деньги. Но плавали – знаем.
Сегодня соседка звонит. Оказывается, он и до ее сбережений хотел добраться. Или не он, а его соплеменник. Но соседка тоже «плавала – знает». Я ей как раз накануне про этого упыря поведала. И предупредила.
Иначе она бы попалась на удочку. Она – человек совестливый.
На совестливых обман и рассчитан.
Механизм обмана: вроде, ничего страшного. Но!
Итак, в один прекрасный вечер (день, утро) вам приходит СМС-сообщение с незнакомого номера: «Привет! Как дела! Перезвони, если сможешь?». Вы пожимаете плечами. Кто такой этот «Привет_как_дела?». Возможно, ошиблись номером – решаете вы, скорее всего, никуда не перезваниваете и, практически, забываете про это сообщение.
Вдруг телефон снова тренькает, на этот раз очень приятно, поскольку вы узнаете оповещение о пополнении банковского счета. Кто-то перевел вам определенную сумму. И она действительно отображается на вашем счету.
Но кто? И зачем?
Пока вы в полурадости и полунедоумении смотрите на экран телефона, проверяете банковское приложение, мобильник снова оживает. На экране – тот самый номер, с которого была отправлена СМС-ка с приветом.
Вы все еще в ступоре, а подсознание уже связывает ошибку в сообщении с ошибкой с переводом. И любопытство шепчет: «Возьми! Возьми трубку!». На это и было рассчитано.
Вы берете, и на «том конце провода» очень приятный молодой голос радостно восклицает: «Вадик! (Петя! Саша! Лена! Света! – не важно), как рад, что до тебя дозвонился! Мы с тобой вместе в больнице лежали (как вариант: помогали бездомным животным, переводили через дорогу старушек – словом, делали что-то, что других не оставляет равнодушными)».
Вы, разумеется, указываете собеседнику на его ошибку – мол, не Вадик я, и вас не знаю.
Какая жалость! – отвечает тот и начинает извиняться за беспокойство. Но разговор не прерывает, а, как бы оправдываясь, рассказывает про хорошего парня Вадика, про то, как этому Вадику сейчас трудно, про то, как важна ему поддержка далекого друга. Получив изрядную порцию вежливости, вы заканчиваете общение на позитивной ноте: ну, что вы, что вы, ничего страшного, привет Вадику!
И начинаете подозревать, что и деньги вам переведены по ошибке. Это подтверждает новый звонок от таинственного незнакомца. Впрочем, какой же он незнакомец. Он очень хороший человек, с которым вы уже успели пообщаться. На что и рассчитано.
Так и есть! Ошибочка вышла, поскольку телефонные номера у вас с Вадиком очень похожи.
Собеседник умоляет вас перевести деньги обратно, поскольку Вадик очень нуждается в поддержке. Диктует номер счета. Вы, как добрый самаритянин, конечно же, переводите. Поскольку вам чужого не надо. И поскольку ничего плохого не подозреваете: «деньги пришли – деньги ушли». Чистая совесть осталась.
Где же тут подвох? – спросите вы.
А подвох в продолжении.
Ситуация может развиваться по четырем сценариям.
Сценарий 1: Добро пожаловать в преступный синдикат
Если сумма большая, то вы можете стать звеном в цепочке отмывания грязных денег. Получили на свой счет нечестно заработанные средства, а перевели на другой – уже свои, беленькие. Потом будете рассказывать в полиции про несчастного Вадика и доказывать, что никакого отношения к махинациям не имеете.
Другой вариант: преступник размещает объявление о продаже чего-то дорогого и нужного по очень низкой цене. И требует с покупателя предоплату в качестве доказательства серьезности его намерений, указывая номер вашего телефона. Покупатель переводит вам деньги, затем вы переводите эти средства на счет мошенника. И уже дальше сами разбираетесь с покупателем: где его товар, и куда подевалась сумма аванса.
Сценарий 2: Дядь, дай десять копеек!
Если спорная сумма небольшая, например, 1 тыс. руб., то у вас она может просто исчезнуть. Да, мошенник действительно перевел на ваш счет эти деньги. Но перед тем, как позвонить вам, он обратился в банк с требованием вернуть средства, указав, что перевод был сделан ошибочно.
Таким образом мошенник ничего не теряет, поскольку банк вернет ему деньги по заявлению, и кое-что приобретет, поскольку вы поделитесь с ним своими сбережениями.
Сценарий 3: Я знаю твои секреты.
Существует такая процедура как закрепительный платеж для привязки карты к какому-то сервису в сети. Вы переводите небольшую сумму на счет этого сервиса, тем самым подтверждая, что вы – реальный плательщик и у вас есть именно эта карта. Данные карты автоматически запоминаются. И отныне на этом сервисе можно делать покупки. Но не факт, что эти покупки будете делать именно вы. Но факт, что деньги будут списываться именно с вашей карты.
Сценарий 4: Все ошибки от невнимательности!
Предыстория этого сценария немного отличается от того, что описано выше. В этой предыстории все проще. Вам приходит СМС о пополнении счета. И практически сразу же – звонок от неизвестного с просьбой вернуть зачисленную сумму, поскольку это нужно на лечение бабушки (обучение, на которое долго копил, на оплату подарка на день рождения мамы и т. д.). Вы совершаете перевод. И только потом видите, что СМС-ка хоть и напоминает по стилю банковскую, но на самом деле она никакого отношения к вашему банку не имеет, а направлена с левого номера. Расчет на то, что вы не успеете проверить поступления, сработал.
А не присвоить ли себе эти средства, послав мошенника подальше?
Ни в коем случае, поскольку это может быть расценено как нарушение ст. 1102 ГК РФ – неосновательное обогащение.
Что же делать, когда вам «ошибочно» перевели деньги?
Вот какой порядок действий советуют специалисты из банковской сферы.
- Не говорите мошеннику, что он мошенник, и что вы догадались про его махинации. Супостата все равно не перевоспитаете, а он может сменить алгоритм действий – от просьб перейти к угрозам. Вам это надо?
- Сообщите, что банковская карта не у вас, а у детей (вы пенсионер, недееспособный и так далее). Что телефон у вас кнопочный и переводами занимаются дети. Что вы не можете, не разбираетесь, и что эти новые прибамбасы не для вас. Посоветуйте мошеннику обратиться в банк, чтобы банк списал эти деньги с вашего счета. Пообещайте, что не будете их тратить.
- Проверьте баланс вашего счета. Возможно, сообщение о переводе – фальшивка.
- Сразу звоните в банк и сообщайте о случившемся. Служба безопасности кредитной организации в курсе такого вида развода, и они знают, что дальше делать.
- Постарайтесь записать ваш разговор с работником банка на диктофон (в некоторых аппаратах есть функция записи телефонного разговора, а если ее нет – попросите для аудиозаписи телефон у знакомого и общайтесь по громкой связи, проговаривая все особенности случившегося и четко переспрашивая инструкцию). Так вы обезопасите себе от возможных неприятностей. Кстати, сей лайфхак полезен при любых официальных беседах.
- Если мошенники обратятся к вам снова, сообщите, что вы звонили в банк, что неправильно переведенная сумма зарезервирована и будет перечислена им по заявлению. Эти гады могут давить на жалость, говорить, что деньги очень ждут, что банковское отделение далеко, и что трудно ходить после операции. Объясните, что деньги уже не у вас, и вы ничем им помочь не можете, даже если бы хотели. Не угрожайте, не ругайтесь, не портите себе нервы. Теперь это уже их проблемы.
Удачи. И будьте бдительны!
P. S.Предвижу, что кто-то решит, что деньги можно просто присвоить, не вступая в диалог с мошенниками. Попробуйте. Но тогда – см. ст. 1102 ГК РФ. Ее действие пока никто не отменял.
Берегите себя.
Как разводят на чудо-лекарствах? (или сколько раз можно увольнять хамку-чиновницу Кристину Сомову)
Итак, вы пенсионер. И вы листаете интеренет-новости. А там – сообщение о новой льготе за стаж работы! Как не кликнуть по такой ссылке.
И вот мы попадаем на страницу…
Нет, не о льготах. Но тема цепляет.