За последние годы сложилась тенденция, о которой хорошо знают семейные психологи, психотерапевты и психиатры: запрет на «негативные» эмоции привёл к беспрецедентному росту душевных расстройств у детей и подростков. Психологам нелегко объяснить родителям, что эмоции не могут быть хорошими или плохими, они все нужны, и что нет ничего хуже, чем когда ребёнок живёт иллюзиями, оказывается не готовым к реальной жизни, и именно так получает травму.
Куда легче это сделать книжным людям. Мы знаем, что не бывает плохих тем, бывает неверно выбранный способ обсуждения. Можно ли назвать вещи своими именами, но уберечь детей и подростков от потрясения? Можно!
Как это работает? Точнее, как это должно работать
Дело родительской поддержки, умения научить детей справляться со стрессовыми ситуациями, сохранять здравый смысл, выбирать своё решение. Именно здесь на помощь приходят книги. Простое дистанцирование – всё это произошло не со мной, а с кем-то другим, очень успокаивает. (Кстати, именно остранение – мотор историй ужасов).
Если же тема оказалась близкой читателю, опять хорошо: не чувствовать себя одиноким со своей проблемой всегда поддерживает. Герой пример - отлично. Антипример - тоже отлично. Мы оттачиваем собственное мировоззрение, учимся аргументировать свои взгляды, и вдобавок укрепляем самооценку: я на верном пути. Ну или: о, я тоже так делаю, наверное, больше не стоит. Взгляд на себя со стороны всегда важен и нужен.
А ещё это язык, образы и сравнения, адекватные возрасту.
Например, представьте, что темы, поднятые Достоевским, доступно, забавно и с большой теплотой излагаются в детективе для маленьких.
Ульф Нильсон. Комиссары Гордон и Жаби. Самый большой и самый маленький полицейский
Лесные полицейские комиссар Гордон и его помощница Жаби, расследуют странные случаи и загадочные преступления. Доблестный комиссар – не только опытный сыщик, и самый добрый полицейский в лесу, а также эксперт в области кексов к чаю. Он – жаба. И своей помощнице дал самое красивое имя, какое знал.
Об этой детективной серии любят шутить: Достоевский для малышей. И правда, при всей шутливости, комиссары ведь решают очень взрослые проблемы: не наказать невиновного, помочь тому, кто совершил что-то нечаянно, помочь каждому найти своё место в жизни и вообще сделать так, чтобы все могли спокойно пить чай с кексами.
А вот так работает сказка для старших дошкольников – младших школьников.
Дино Буццати. Невероятное нашествие медведей на Сицилию
То, что нет недетских тем, есть только разница в способе обсуждать, доказал и итальянский классик Дино Буцатти. Его динамичная, поэтичная, романтичная сказка о медвежьем царе Леонции по сути – о политике.
Роли всё те же: царь (он здесь пострадавший), самоуверенный, жестокий и эгоистичный эрцгерцог (так всегда бывает от страха), придворный зездочёт (в попытках спасти свою жизнь после «неправильных» предсказаний), ещё один правитель с его огромным войском – и простые медведи. Эти хороши каждый по-своему, ничто человеческое, то есть, медвежье, им тоже не чуждо, но именно один из них, самый храбрый, спас весь медвежий род.
Так и получилось, что медведи ушли жить в горы – подальше от людей.
В обманчиво наивной, очень волшебной, ироничной на деле истории мы видим, как происходит обман, в чём причина интриг и какие для этого применяются манипуляции. И как легко поддаться искушению мстить.
О том, куда ведёт месть, как раз и говорит с нами эта сказка. Университетский курс политтехнологий здесь проиграет: его читать сложнее.
Любой ребёнок вам скажет, что политика, экономика, история – это фууу, как скучно. Однако, именно эти темы увлекают в романах приключений, причём совсем не только детей!
Тимоте де Фомбель. Альма. Ветер крепчает
Казалось бы, куда романтичнее: семейные тайны маленького свободного племени в Африке (которое совсем не то, чем кажется), экзотическая природа и сокровища пиратов, те, кто угодил в рабство, и те, кто ищет своих. Все судьбы здесь пересекутся, соединяя страны, культуры и рассказывая о старой Европе на пороге новой жизни.
Приключенческий роман, а именно этот жанр выбрал Тимоте де Фомбель, всегда был и остаётся сказкой для взрослых. Только здесь роли, декорации и смысл показывают уже реальную жизнь. Не в некотором сказочном месте, а просто в прошлом.
Тимоте де Фомбель выбрал для разговора с читателем Европу 18 века с её крахом старого мира и отчётливым ветром грядущей революции. Главная тема – рабство, отправляет нас в прошлое, чтобы вернуться в настоящее осознавая, что разговор о социальном неравенстве всё ещё только начат.
То, что выглядело важным только для Франции, изменило весь мир, ибо всё связано со всем, все со всеми, и эта связь – деньги.
Фокус любой из этих и похожих книг – в том, что они лишь формально адресованы детям, подросткам или молодым людям. Отчасти это объясняет такой феномен как те взрослые, кто просто любит читать детские книги. Но только отчасти. Нет ничего неудобного или тем более стыдного в том, чтобы читать книги, как бы написанные для детей. Неслучайно во времена сложных общественных перемен писатели подаются в детскую литературу. Сказочное общее, объединяющее такие книги, позволяет более широко взглянуть на жизнь. Детский автор не имеет права оставить своего читателя без надежды, и никто не знает, зачем и почему мы решили, что взрослый – может.
Во всяком случае, и сказка, в любой из своих форм, благополучно объединяет все возрасты. Ведь малышам читают книги – кто? Правильно, взрослые.
Так и выходит, что все книги мы читаем вместе.
"Альма. Ветер крепчает" и другие книги на нашем сайте.
#книги для детей
#детские книги
#книги для подростков