Так какой же подвиг совершили Николай Гастелло, Александр Матросов и Зоя Космодемьянская

976 прочитали
Подобные вопросы в разной форме мне задают часто в комментариях.

Подобные вопросы в разной форме мне задают часто в комментариях. Кроме перечисленных выше имён фигурируют обычно 28 панфиловцев, Зина Портнова и Лёня Голиков, танкисты Колобанов и Лавриненко, и многие другие.

Некоторые люди вопрос задают в форме риторического, другие в некой злобной версии, многие искренне недоумевают. Последних понять можно — десятки лет, всё, что нам рассказывали о Второй Мировой войне, воспринималось на веру, а потом оказалось, что многое было просто выдумано.

И это не происки врагов из «большой лужи» или отечественных предателей-либералов, которые любой ценой хотя переписать историю Второй Мировой, преуменьшить вклад Советского Союза в победу над фашизмом и пр.

Инициатором «переписывания» истории войны стало наше Министерство Обороны по прямому (насколько я знаю) указу президента. Именно минобороны ведь рассекретило и выложило в открытый доступ миллионы архивных документов, которые дают теперь возможность любому человеку на Земле самому узнать всю правду о войне.

И так выходит, что речь для нашей страны идёт не о «переписывании» истории. А о написании, ибо получается, что мы почти ничего не знали.

И в том, что теперь выясняется правда, меньше всего вины историков, как профессиональных, так и любителей-энтузиастов. Чем они виноваты в том, что десятки лет историю войны не изучали, а выдумывали?

И это касается не только глобальных событий, но и судеб отдельных людей.

На вопрос, который вынесен в заголовок, я всегда отвечаю так. Для меня они все герои, тем более Зоя Космодемьянская. Сам факт того, что молодая девушка пошла воевать и погибла — это уже подвиг. Да и в целом, любой, пошедший защищать Родину, не струсивший, не перебежавший к врагу, не «самострел», не дезертир — уже Герой.

И уж тем более предъявлять какие-то претензии к этим людям просто подло. Другое дело, когда речь идёт про журналистов и политработников, которые сочиняли героические истории про вполне конкретных людей. Их тоже можно понять. Пропаганду на войне никто не отменял, регулярно должны выходить газеты и листовки с описанием героических подвигов, особенно если нет побед в боях. Единственное, к чему и можно было бы придраться, так это к тому, как бездарно и нелепо написано большинство историй о подвигах. Но, с другой стороны, где же для каждой дивизионной или армейской многотиражки набрать талантов вроде Константина Симонова или Бориса Полевого. Как могли, так и сочиняли.

К сожалению, так получается, что когда хочется написать статью об известных всем героях Великой Отечественной, то постоянно сталкиваешься с тем, что история о них не подтверждается фактами. Нет никаких сомнений в подвиге Зои Космодемьянской, но все художественные описания того, что с ней случилось, просто непонятно, откуда взялись.

Александр Матросов действительно совершил подвиг. Из того, что про него известно достоверно, так это то, что он получил приказ заставить замолчать немецкую огневую точку и немецкий пулемёт замолчал. Согласитесь, что подвиг был. Но как он это сделал никто не видел. Те свидетельства, которые есть, говорят лишь о том, что его нашли в нескольких метрах от ДЗОТа. Да и то это свидетельства из вторых рук, чей-то пересказ.

Кстати, тоже самое и про танкиста Лавриненко. Я, сколько ни старался, так и не нашёл, где и когда он подбивал заявленные немецкие танки. Есть лишь упоминания о нескольких боях, причём в разных версиях количество подбитых им танков существенно отличается (от семи до девятнадцати — это большой разброс). Поэтому как можно спорить о количестве подбитых им танков, если никто не может сказать, сколько их было. Но опять же, я не сомневаюсь в его героизме, и думаю, меня в этом поддержат. Даже при том, что звание Героя ему во время войны не дали.

Конечно, особые случаи, такие как с панфиловцами. Когда рассказ выдуман полностью, а для достоверности использованы фамилии реальных людей. Мало кто знает, но в первой статье про панфиловцев фамилия политрука была не Клочков. Совершенно аналогичная история и с комиссаром Фильченковым, который с пятью бойцами морской пехоты остановил немецкие танки под Севастополем. История написана через несколько месяцев, фамилии людей взяты реальные, но никакого боя не было совсем. И таких историй хватает, про некоторые я писал.

Но ведь и в истории с панфиловцами, и в других случаях, опять же не поворачивается язык сказать что-то… нет, не так... усомниться в их героизме. Критиковать их можем лишь тот, кто сам был на поле боя и проливал кровь, а нам это не дано.

Вот так как-то…

Рекомендую вам мою статью:

Миф Великой Отечественной, которого мне больше всего жаль