Традиционно всю магию можно разделить на стихийную. Так или иначе вся она связана с несколькими известными стихиями: огонь, земля, вода, ветер, тьма, свет, металл, дерево и т.д. От каждой такой магии рождалось божество или иные мифические сущности. Разница небольшая, но существенная, божество это нечто мифическое, что принадлежит к стихии в целом, а потустороннее существо, зачастую обладает каким-то определенным навыком, что можно отнести к стихии, но ограничено использованием этого навыка. О таком существе сегодня и пойдет речь – Кама-итачи. Это загадочное мистическое существо и явление, которое оно несет, имеет куда больше секретов, чем кажется на первый взгляд. Его имя, которое полностью изменило ход истории этого существа, внешний вид, странные ранения, что оно наносит, неизвестный характер, то ли злой, то ли добрый, все это мы сегодня и обсудим.
В 1712 году на свет появился японец, которому суждено было своим трудом и потом, интересами и талантами, стать знаменитым художником – Торияма Сэкиэн. Но помимо такой важной части, как красивое художество, огромный вклад Торияма Сэкиэн внес и в историю. Однажды в его, без сомнения красивую, голову, пришла идея собрать в едином сборнике всех японских демонических существ. Сказано – сделано. Как заботливая пчелка, Торияма собирал информацию в разных провинциях, от разных людей о тех или иных услышанных, или увиденных кем-то мифических существах. Затем своим талантом оживлял этих демонов в иллюстрациях, и получился бомбезный сборник всякой нечистой силы. Восторг и почитание мастеру, без сомнений. Однако, помимо прочего у Ториямы определенно было чувство юмора.
Так однажды он услышал историю о камаэ тачи, что можно перевести, как меч в стойке, обозначающее нападение. Это название относилось к странному явлению, связанному с ветрами. Выглядело же это так: на человека налетал ветер, а после этого обнаруживались на ногах порезы, которые не болели и успели уже зажить. В разных регионах подобные ветры интерпретировали по-разному. Например, была история о трех богах, которые и насылают этот ветер. Один бог сбивал с ног человека, другой резал, третий исцелял. Все это происходило молниеносно, и оставляло на ногах, реже других частях тела, зажившие ранки.
В других регионах поверье было вообще другим, связанным с серпами. Тут стоит сказать, что синтоизм, древняя японская религия, это особенное почитание всего окружающего. Так любой объект может оказаться живым. Например, много историй о том, как забытые вещи мстят своим хозяевам, или вещи покойного испытывают одиночество и могут страдать, или и вовсе сильные человеческие чувства способны оживить предмет. И вот подобная история была связана с камаэ тачи, что забытые рабочими или старые серпы, превращались в потустороннее существо, которое используя ветер наносило человеку травмы. Иногда этими ветрами могут оборачиваться не только серпы, а и другие объекты, под действием сильных человеческих эмоций, или такие же покинутые как серпы.
Все это Торияма послушал, подумал, пофантазировал, похихикал на досуге и так родился с его острого перышка персонаж под названием кама-итачи. Это игра слов, в которой бесформенный дух ветра, превратился во вполне себе оформленную группу нападения, состоящую из трех ласок. И получалось, что с помощью игры слов, существо теперь именовалось, как серп ласки. Доработал Торияма и внешний вид этого существа. Одна ласка сбивала человека с ног, вторая резала, третья наносила мазь, заживляя ранение. Когти всех трех ласок имели остроту серпов. И таким образом новое существо включало в себя все обычаи разных префектур, при этом оставаясь традиционным и каноничным.
Дело в том, что ласка для Японии не просто милая и пушистая зверюга. Считалось, что дожившая до ста лет ласка, оборачивается ёкаем. Ёкаи – это собирательный образ всех потусторонних существ, так кама-итачи тоже ёкай, как призраки, духи, демоны и остальные существа. И такая столетняя ласка владеет сверхъестественными способностями.
Тут надо сказать, что подобных историй в Японии очень много. Знаменитые Кицуне или Тануки, такие же точно ёкаи. Кицуне – лисы способные оборачиваться человеком, Тануки – оборотни-еноты. Но есть и менее популярное зверье, способное точно так же становиться человеком, это и выдры, и аисты, и кошки, и ласки, в том числе, и куча других персонажей. Достигнув определенного возраста, или будучи такими от рождения, они могут даже жить среди людей. Но если Кицуне настроены к людям зависимо от характера, Тануки миролюбивые оборотни, что старательно не вредят человеку, то ласки всегда приносят несчастья. Устраивают пожары, заводят в чащобу, предрекают смерть и тому подобное.
Поэтому никаких критических изменений в мистические ветры, Торияма не внес, а просто обозначил их согласно канону, как агрессивных ласок, которые по понятным причинам не несут ничего хорошего. Этот образ вошел в историю и теперь при упоминании подобных ветров, всегда всплывут эти самые ласки.
К слову, подобные ветра в реальности действительно были, правда никакими демонами они не являлись. Местность в Японии далека от равнин, поэтому земледельцы, то есть все крестьяне, вынуждены работать в достаточно суровых условиях. Гористая местность провоцирует и ветра, которые действительно способны сбить человека с ног. Иногда такие ветры несут ветки, камушки, палочки и прочую шелуху, способную ранить, не говоря уже о том, что падение тоже не обходиться без ссадин или других ранений. Обратить внимание сразу нет возможности или просто не является приоритетным. Сильное ранение причиняет боль и его профукать не получиться, а вот мелкие ссадины, оставаясь незамеченными, всплывают позднее, когда успевают уже немного зажить.
И это действительно выглядит странновато, когда нога полностью покрыта ссадинами, а человек совершенно не чувствует боли. Но тут надо понимать, что странности в этом нет, так как подобные повреждения кожи все же поверхностны и боль будет скорее мимолетной, чем долгоиграющей.
Однако были местности, где подобные ветра являлись редкостью, более того, городское население куда реже сталкивалось с этим, чем сельские жители. Хотя и в городе бывали случаи, которые и описывались в разных источниках, когда ветер залетал в купальни и наносил людям ранения. Это тоже обусловлено тем, что купальни, в отличие от обычного дома, были открытыми. Но суть в том, что стали появляться разделения. То есть жители столицы, где подобное явление было редкостью, считались невосприимчивыми к демонам, потому там и отсутствует такой ветер. Потом уже стали по сословиям делиться, где самураи, как гордые и праведные воины вообще не способны были встретить кама-итачи, потому что слишком чисты, и этот демон попросту не нападет на них. Часть правды в этом была, потому что в отличие от кривозубого крестьянина, самурай едва ли носил какие-то обноски, с открытыми лодыжками, так что при всем желании, никакие веточки или камушки штаны из кожи не порежут.
С другой стороны, история об этом демоне действительно увлекательна. Потому что породила кучу мифов, где ласки, уже не в одиночестве, а в группе являются носителями каких-то бед. Довольно забавно представлять, как вооруженная когтями банда ласок, крадется для того, чтобы поджечь чей-то дом и устроить на горе всем буржуям мировой пожар. Древняя религия Японии, Синтоизм, довольно открыта в этом вопросе. Награждая совершенно любое существо не только жизнью, а еще и разумом, куда более развитым, чем человеческий. При этом в отличие от человека, такие существа не были способны к гибкости этого разума, не имея выбора в пользу добра или зла.
Если какое-то существо, подобно кицунэ, все же имело выбор, то оно было куда ближе к людям, чем к потустороннему. Чем меньше выбора, тем дальше существо от людей, а чем дальше оно от людей, тем меньше у него выбора. Так сказки о кицунэ, рассказывают, что подобные женщины, реже мужчины, заводили семью или рожали детей с людьми. Такую жену не редко раскрывали, и она бежала в свой демонический мир или подвергалась гонению со стороны людей. Но все же случаи их жизни, как обычных человеков, делают их куда ближе к людям, чем тех же ласок. Ласки выступают в роли редких оборотней, но обладающих разумным сознанием. Их цель навредить, почему и зачем – неясно.
В этом вопросе понять древних людей можно. В конце концов, лисы встречаются куда чаще, да и при большом желании можно лисицу приручить. Она, конечно, не будет совсем уж домашней, но тырить кур или вредить не станет, а будет дарить положительные эмоции в обмен на еду. С лаской такого фокуса провернуть не получится. Потому и вышло, что лисы вроде и нашим, и вашим, по желанию, а ласка сразу злобненькая проныра, с криминальными наклонностями членовредительства.
Но персонаж в Японии так полюбился, что поистине стал культовым. Сначала принятая трактовка Ториямы Сэкиэна разлетелась среди общества и обрела популярность, а по мере того, как общество развивалось, этот же персонаж стал появляться среди книг или экранизаций все чаще. Японцы очень любят и уважают свою культуру, что большая редкость среди мира в целом. Уважать и любить культуру, грамотно вписывая ее в современные реалии, это не одно и то же, что безграмотно любить и уважать ее. Разница в том, что грамотно вписанная в современную жизнь, она остается частичкой, связующим звеном с прошлым, рождая среди населения интерес к этой теме. А вот безграмотное уважение, создает только проблемы, которые так или иначе перерастают в слепое поклонение магии, источник глупых суеверий, что создают невероятных размеров валун, закрывающий дорогу в будущее.
Среди популярных японских аниме или манги можно встретить упоминание о кама-итачи. Например, в манге и аниме Наруто, одна из героинь, Темари, использует в своих техниках веер, призывая одноглазую ласку. Эта самая ласка проходиться по лесу, распиливает деревья и устраивает полнейший бедлам. Несмотря на эпизодическую роль, показан кама-итачи довольно хорошо и канонично. Более того, если немного подумать, то видимо это вторая ласка из полной команды. Потому что ни залечивать, ни сбивать с ног людей целью не имеет, только рубит все, что под лапу попадает. И среди других аниме, манги, фильмов, книг и прочих произведений искусства, связь японцев и традиционной религии прослеживается довольно четко. Проще говоря, если вы посмотрите какой-нибудь мультик, то узнаете о другой стороне Японии, заглядывая по сути в жизнь обычного человека. Который с детства знаком с этими персонажами, поверьями, несет эти знания через жизнь, и для каждого автора, подобные элементы имеют массу положительных воспоминаний из далекого детства. Как по мне, так это действительно талант, подобным образом вписывать свою культуру в современную жизнь.
В общем, Торияма Сэкиэн, который проделал колоссальную работу по созданию своих сборников, создал немало образов, что вошли в историю Японии. Не ту историю, которую принято изучать, а другую, более самобытную. Ее трудно изучать, потому что сталкиваешься с тем же, с чем в свое время сталкивался и Торияма, когда слишком разные источники, слишком разные поверья, объединенные чем-то смутным, но от этого она не перестает быть интересной. Куда более интересной, потому что способна погрузить во времени на сто, двести или пять сотен лет назад. В жизнь обычного крестьянина, который вернувшись домой, заметил, что ноги его все покрыты ссадинами. Взглянул на небо, без паники пригубил чашечку воды, а потом встретился с другим крестьянином и уже в красках, стал рассказывать, о встрече с кама-итачи. Спасибо за внимание! Подписывайтесь! Берегите себя!