Москва – один из крупнейших городов мира, который славится не только тем, что является столицей России, но и, конечно, своим разнообразием культурных центров. Человеку, который любит музыку, театр, балет, оперу, литературу и другие виды искусства – скучать здесь точно никогда не придется.
В последние годы после некоторого перерыва меня снова поглотила театральная атмосфера Москвы. После приличного перерыва я стал посещать театры даже с большим рвением, чем раньше. И сегодня я расскажу о десяти любимых театрах столицы России, по моему вкусу. Речь пойдет именно о художественных театрах.
Малый театр
К моему большому сожалению, Малый театр сегодня не удостоен большого внимания со стороны культурных чиновников. Не так часто я вижу, чтобы его спектакли как-то выделялись или удостаивались каких-то наград. Нет какого-то того пиара, которым часто удостаивают прочие российские театры или режиссеров. Скажем так, многие в какой-то степени намекают нам на то, что Малый – это нафталин, но не говорят об этом громко и открыто.
Я эту точку зрения не разделяю вообще. Для меня Малый театр – это самый любимый театр в Москве. Если посмотреть на статистику посещений, то за последний год походов именно сюда было больше всего.
У театра есть две сцены. Основная находится в самом центре Москвы, рядом с Большим – на театральной площади. Место весьма историческое, ведь сам Гоголь смотрел здесь свои пьесы, посещал театр и Тургенев, бывал здесь и Пушкин. И все остальные знаковые наши писатели тоже.
Прошло очень много времени, а театр не изменил себе – остался классическим до последней капли. Этим и радует. Идя в театр, на "Ревизора" или "Женитьбу" я хочу увидеть и услышать то, что говорил нам через свои произведения Гоголь, а не какой-то новый режиссер представил что-то свое по мотивам старины. Классика должна оставаться классикой. Я не понимаю, зачем устраивать новодел из произведения, которое итак не теряет свою актуальность с XIX века. Возьмем хоть "Лес" Островского. Один видный режиссер поставил эту пьесу в сегодняшнее время. Многие оказались в восторге (фамилия режиссера очень известная, не только в искусстве, но и в криминально-коррупционном мире). Но по факту пьеса в оригинале несет, куда глубокий смысл, потому что, видя именно образец XIX века, мы понимаем, что изменилась только форма жизни, а суть и пороки остались такими же. Пьеса Островского показывает нам связь времен. Поэтому классика и является классикой, так как свою актуальность она не потеряла даже сегодня.
Малый театр отдает дань традиции. В этом театре Островский при жизни ставил почти все свои пьесы, принимая непосредственное участие. И сегодня Малый отдает ему дань памяти – в афише огромное количество его произведений. "Бешеные деньги", "Доходное место", "Волки и овцы", "Бедность – не порок", "На всякого мудреца довольно простоты", "Не все коту масленица", "На бойком месте" – это еще далеко не весь список пьес Островского, которые идут на сцене Малого сегодня. И не один из них меня не разочаровал.
А какой восторг вызвал у меня классический "Ревизор" Гоголя с красивейшими декорациями на исторической сцене Малого. Не забывают тут, конечно же, и Пушкина, и Чехова. Репертуар театра огромный. В этом сезоне уже успел посетить премьеру – "Капитанскую дочку", о чем рассказывал в отдельном материале.
Отдельно хочется отметить труппу Малого. Она большая, какая-то близкая по духу. Актеры играют прекрасно. Есть много очень известных всей стране. Например, в театре трудится Ирина Муравьева.
Для постановок не всегда выбирают только произведения, которые на слуху сегодня. Иногда театр пытается ставить пьесы, которые знали в свое время, но сегодня они не так широко известны читающей публике. Например, "Месяц в деревне" Тургенева. Наверное, сам автор был бы в восторге от этой постановки, потому что Иван Сергеевич считал эту пьесу не очень удачной, так как видел в ней сложности именно для передачи на сцене. Но, когда смотришь спектакль Малого, таких мыслей вообще не возникает.
Отличный репертуар представлен, как на Основной сцене, так и в здании театра на Большой Ордынке. В общем жив у нас в России классический театр.
Театр Сатиры
Театр Сатиры на Маяковской – это второй по посещаемости за прошлый сезон в моем рейтинге. Здесь немного иная атмосфера в зале, но не менее плохая игра на сцене. В репертуаре театра также есть много спектаклей, в которых наблюдается бережное отношение к классике и искусству.
"Лес" с Максимом Авериным и Аленой Яковлевой – тот пример, когда режиссер свое "я" передал через визуальную подачу произведения на сцене, фишки с оформлением и музыкальное сопровождение, но весь текст и пьесу сохранил в первозданном виде, передав весь необходимый смысл, заложенный Островским. Тот же Аверин в компании Ольги Ломоносовой отлично держат психологический нерв в не самой простой пьесе Чехова "Платонов". Репертуар тетра довольно разнообразен и найти что-то для себя здесь будет не сложно, как мне кажется.
Мастерская Петра Фоменко
Мастерская Петра Фоменко еще один театр, который можно смело назвать современным по его оформлению. Зал, больше похожий не на тот помпезный из XIX столетия и даже не на тот, который часто встречался в XX веке, а на своего рода кинотеатр.
Однако, это не мешает труппе делать классные пьесы, не искажая ни содержание, ни текст. Тут любят часто брать какие-то не самые избитые произведения, но иногда радуют публику и знаковыми произведениями. Спектакль "Бесприданница" с Полиной Агуреевой, Евгением Цыгановым, которого в этом спектакле сложно узнать вообще, Ильей Любимовым – один из самых моих любимых вообще. Настолько красиво все сыграно, веришь до последнего слова и даже вздоха.
МХАТ имени Горького
МХАТ имени Горького поражает своим величественным залом. Мое отношение к нему раньше было переменчивым. Некоторые спектакли в свое время вообще не понравились. Например, "Белую гвардию" в школьные годы тут я не оценил совсем.
Сегодня в репертуаре не такое большое множество спектаклей. Но есть на что посмотреть. Лично для меня полный успех МХАТа постановка тургеневских "Отцов и детей". Цитаты из произведения так и летят со сцены в той тональности, в которой они и были заложены Тургеневым. И когда смотришь на Николая Коротаева, сыгравшего Базарова, а видишь в нем и Белинского, понимаешь, что веришь. Ведь Тургенев посвятил этот роман памяти Белинского не просто так. Базаров впитал в себя множество типов 40-60 годов, среди которых был и Неистовый Виссарион.
Помимо потрясающей игры актеров, этот спектакль можно смело хвалить и за очень красивые декорации. Почти как из музея!
Театр Маяковского
Этот театр я посещаю реже, хотя он тоже в моем рейтинге находится на очень хорошем счету. И зал похожий на классический, и разнообразие репертуара, и хороший актерский состав – все это позитивные аспекты театра Маяковского.
Здесь для себя выделяю спектакль "Дядюшкин сон" с виртуозной игрой Ольги Прокофьевой, которая заставляет зрителя буквально ни на секунду не отрываться от сцены. И как здорово, что театр дает зрителю возможность увидеть, что Достоевский – это не только про угрюмый Петербург, внутреннюю психологию, дикую боль. Но есть и другой Достоевский – автор "Дядюшкиного сна", отличный комедиограф.
Спектакль идет уже много лет на сцене театра. И, думаю, для многих остается одним из любимых.
Театр Моссовета
Это место среди всех прочих театров лично я посещаю не так часто, но это не значит, что оно не заслуживает внимания. Напротив. В театре Моссовета есть что посмотреть. В афише есть знаковые произведения мировой литературы – "Восемь любящих женщин", "Укрощение строптивой", "Дядя Ваня" и многие другие. Встречаются как и переосмысленные версии многих текстов, так и более классические их варианты.
Я бы отметил спектакль по Лермонтову – "Герой нашего времени". Что стало настоящим открытием, так это попытка режиссера передать не просто сцены из романа, но и его художественно-композиционные особенности. Роман не так-то прост для передачи на сцене, идет смена повествователей, а самая динамичная и бурно-развивающаяся его часть – это вообще дневниковые записи Печорина. Актерам и создателям удалось выбрать интересный способ подачи идеи Лермонтова. Хотя и часть "Княжна Мери" из-за этого порой идет как будто слишком ускоренно. Зато школьники, которые помимо текста романа, посмотрят и его сценическое воплощение, не только лучше усвоят сюжет произведения, но и углубят знания о художественных особенностях первого социально-психологического романа в русской литературе.
Современник
Еще один знаковый театр Москвы находится на Чистых прудах. И пускай он не пугает ценителей классического искусства своим названием. Иногда я очень люблю выбираться именно сюда. И приятно, что зрительский ажиотаж тут такой же, как и в других театрах Москвы.
Алена Бабенко, Елена Плаксина и Виктория Романенко порадуют зрителя классической версией пьесы "Три сестры" Чехова, которую представила еще в 2008 году Галина Волчек.
А еще очень сильно меня тронул спектакль "Мещане" по пьесе Горького. Не так часто увидишь сегодня на сцене Горького, кстати. Премьера состоялась в мае 2023 года. Режиссер Павел Сафонов заявлял следующее: "Мы пытаемся найти в “Мещанах” сегодняшний нерв и довести до крайности противоречия, которые, возможно, существуют в нашем обществе. Мы стремимся через любовь вскрыть социальную драму Горького, вдыхая в неё поэзию". И мне кажется, что эти задачи спектакль и его актерский состав выполнили на все 100%.
Кстати, очень интересно, что в моем восприятии "Мещане" и "Три сестры" в версиях "Современника" пересекаются. Я в памяти даже немного путаю принадлежность некоторых сцен к двум этим пьесам.
Театр на Бронной
Это, как и мастерская Петра Фоменко, такой новенький театр современности – небольшой зал, необычная для театра рассадка. Зрители как будто смотрят на сцену снизу-вверх. Спектакли тут часто стоят довольно прилично, хотя не на все постановки.
Лично я в прошлом сезоне посетил премьеру к юбилею Островского – пьесу "Без вины виноватые" в режиссуре Романа Самгина в главной роли с Олесей Железняк. Ценник от 3900 до 12400.
Интересный опыт для Железняк сыграть драматическую актрису с нелегкой судьбой. Ведь так сильно закрепилось за ней комедийное амплуа. Получилось необычно, но довольно интересно. В целом, добротный спектакль, который заслуживает внимания.
Еще вызывает интерес постановка "Бесы" по Достоевскому, но ее я там пока не видел.
Театр имени Е. Б. Вахтангова
Театр, который находится на старом Арбате, заслуживает внимания уже хотя бы своим местоположением. При этом у него отличная репутация и замечательная труппа. Здесь тоже есть большое разнообразие всякого рода спектаклей. Много – из зарубежной классики, что тоже очень важно. Есть и очень интересные работы на малых сценах и камерные спектакли. Довольно интересный репертуар.
Но лично мне не очень повезло в прошлом сезоне. Начитавшись хвалебных отзывов, я отправился на пьесу "Король Лир" Шекспира. В итоге был дико разочарован. Не оценил я этого Джокера в роли Лира, не понял, почему актеры буквально выкрикивали все так, что половину букв и слов не разобрать. Не понравилось мне, что из великого произведения попытались поставить какой-то хоррор.
Московский Губернский театр
Этот театр замыкает мой московский топ. И, пожалуй, из всех вышеперечисленных нравится мне меньше всего. Худруком тут является Безруков. Рейтинги и оценки у театра высокие. Репертуар тоже вроде бы на уровне. В сезоне 23-24 театр представил возобновленную версию легендарного спектакля Олега Табакова "На всякого мудреца довольно простоты", который 15 лет успешно шел в "Табакерке". Есть и постановка пьесы Лопе де Вега "Собака на сене". В афише видим и "Маленького принца" Сент-Экзюпери.
Не все из них я видел. Зато в прошлом сезоне посетил спектакль "Свадьба Кречинского" по мотивам трилогии Сухово-Кобылина. Скажу честно, спектакль поверг меня в ужас. Попытались не просто осовременить, а добавить всего ото всюду. Тут и из "Пятого элемента" что-то есть и какая-то невообразимая хореография. Смысл смазывается совсем, начинает творится какая-то жуткая и громкая катавасия. Больше раздражения, чем наслаждения. Но стоит еще присмотреться и к другим постановкам театра.
Вот такой пока что мой личный рейтинг любимых театров Москвы. А какие из них любите посещать вы? Делитесь мнениями о любимых театрах и постановках.