АФРИКАНСКОЕ САФАРИ - ПОКАЖЕМ И РАССКАЖЕМ!
Рассказ девяносто первый
АФРИКАНСКИЕ СОБСТВЕННИКИ-5
Подобно слонам и жирафам, полосатые лошадки - коренные жители Африки - не имеют своей постоянной территории. Проходят большие расстояния в поисках еды и воды. Вместе с антилопами гну и газелями они являются непременными участниками Великой миграции из Кении в Танзанию и обратно. В Ботсване в поисках свежей травы почти 30 тысяч зебр идут более 500 километров по территории Намибии и Ботсваны до национального парка Хаи Пан, где проводят несколько месяцев, а потом возвращаются в пойму реки Чобе. Какое-то время, если хватает травы и воды, табун может пожить на одном месте, но недолго. Потом - опять в путь. Обычно в табуне около 50 зебр: главный жеребец, кобылы с жеребятами, старые кобылы. Во время дальних походов табуны объединяются и включают жеребцов и кобыл с детьми. В отдельном табуне - строгая иерархия. Главный жеребец, владелец "гарема", охраняет стадо. Во время смены пастбища табун ведёт старая опытная кобыла. За ней следуют матки с детёнышами, замыкает строй глава семьи. На привале выставляют часовых. Во время нападения хищников самки с детьми находятся внутри табуна, а по краям жеребцы и старые кобылы. Врага встречают крепкие зубы и мощные копыта. Также защищаются буйволы. Зебры чистоплотны. Любят купаться или принимать пылевые ванны. Очиститься от насекомых, как и многим другим животным, им помогают птички. Их называют "бычий дятел". Зебры не агрессивны и прекрасно уживаются на одной территории с антилопами, газелями, жирафами, буйволами, страусами и слонами.
Относятся к семейству "лошадиных", куда входят лошади и ослы. Умеют лаять по-собачьи, ржать по-лошадиному, кричать по-ослиному. У зебр прекрасное обоняние - потенциальную угрозу они чувствуют издалека и тут же криками извещают о ней стадо. Во время совместных с антилопами гну переходов впереди колонны обычно идёт зебра, а за ней на небольшом расстоянии "в затылок" остальные путешественники. Рейнджеры, с которыми мы разговаривали в разных странах, в один голос утверждают, что у зебр отличное зрение. Потому они и выходят вперёд. Некоторые учёные считают, что зрение так себе, а лидерство оправдывает развитое обоняние. Но все сходятся в одном: у зебр, как и у людей, цветное зрение. Другие обитатели саванны и буша видят всё в черно-белом исполнении, а зебры различают цвета.
Подробнее о зебрах мы говорили в рассказах одиннадцатом, двадцатом, сорок втором, шестьдесят четвёртом и восемьдесят первом.
Если над внешностью грациозных антилоп окапи природа просто слегка подшутила, соединив в их облике черты лошади, жирафа и зебры, то над антилопами гну она просто посмеялась. Их ещё называют "коровьи антилопы". Голова, как у бурёнки, мычат также. Грива лошадиная. Борода козлиная. На хвосте кисточка, как у ослов. Рога загнуты и похожи на бычьи. Подробно мы говорили о них в рассказах девятнадцатом, двадцатом и восемьдесят первом.
Гну, как жирафы и зебры, чистые африканцы. Самые большие стада пасутся в кенийском национальном парке Масаи Мара и на просторах танзанийского Серенгети. Здесь же и проходит Великая миграция из Кении в Танзанию и обратно, в которой участвуют больше двух миллионов зебр и антилоп гну. Путь неблизкий - около 3 тысяч километров. Гну много путешествуют в поисках травы и воды. Особенно с мая по ноябрь. Во время миграций образуют смешанные стада в пятьсот и больше голов. Ходят по одному и тому же маршруту. Если условия хорошие, остановятся и дальше не пойдут. Рядом с пастбищем обязательно должна быть вода. Едят только сочную и невысокую траву. После мигрантов не остаётся ничего: зебры предпочитают стебли травы до половины, гну - до основания, а остатки подъедают газели, сопровождающие огромные стада. Но в поход отправляются не все. Оставшиеся живут на своей территории, которую охраняет и метит вожак табуна. Чужаков выгоняют весьма сурово. Самки с жеребятами живут отдельно, самцы образуют свои табуны.
Гну любопытны и подолгу рассматривают своих гостей. Непредсказуемы и переменчивы: в один момент мирно пасущееся стадо может сорваться с места и с огромной скоростью броситься прочь. 55 километров в час в течение тридцати минут. На бегу могут затоптать нерасторопных соплеменников.
Антилопы импалы тоже коренные африканцы. Они, на наш, взгляд, самые красивые. Их ещё называют "чёрнопятые антилопы" за пучки чёрной шерсти на задних ногах. А вообще они золотистые с чёрными горизонтальными полосками на боках и вертикальными на бёдрах. Самки безрогие, а самцы с гордостью носят изящные лирообразные рога. У самок под хвостом белая шерсть, так называемое "зеркало". Когда детёныш следует за мамой, она поднимает хвост, и малыш видит это "зеркало".
Территории, где обитают импалы, контролируют сильные самцы. Чужих здесь встречают весьма агрессивно и стараются прогнать. Самки могут перемещаться между территориями разных стад и относятся друг к другу дружелюбно, не взирая на групповую принадлежность. Самцы такой возможности лишены. Но если женская группа пересекает угодья самца, он забирает её в собственность. Стада импал бывают трёх видов: самки с детьми; слабые, старые и больные особи; холостяки. В сухой сезон, когда на своей территории не хватает еды, импалы в составе смешанных стад отправляются в небольшие путешествия. На новом месте самцы обосабливаются и обустраивают собственную территорию.
Подробнее об этих антилопах - рассказы девятнадцатый и восемьдесят первый.
Слово "шакал" - калька с английского, куда оно попало из французского и турецкого. В основе - санскритское, которое переводится как "ревун". Выходя на охоту, шакалы громко вопят. Правда, их крик больше похож не на рёв, а на громкой плач ребёнка. В Библии шакал упоминается 14 раз. Мифы и легенды разных стран называют их умными колдунами, а в индийской мифологии шакал считается коварным и мудрым зверем. Египетский бог Анубис изображается с головой шакала. С "лёгкой" руки Киплинга, шакала считают трусливым животным. Но это не так. Он просто очень и очень осторожен, но при этом дерзок. Встречаются эти животные в разных странах и на разных континентах, в том числе и в России. В Африке живут все четыре разновидности этих хищников, относящихся к семейству "псовых" рода "волков". На сафари мы встречали только чепрачных шакалов.
Селятся африканские шакалы в степях, полупустынях, лесах, поймах рек и в гористой местности. Выходят на промысел чаще в сумерках. Днём прячутся в норах. Всеядны. В рацион входят грызуны, ящерицы, лягушки, змеи, рыба, фрукты, ягоды, орехи, овощи. Могут успешно поохотиться на кроликов. Но главное - падаль. Шакалы, как и гиены, охотно доедают за крупными хищниками. Живут на собственных 10-ти километровых территориях, которые метят. Чужих активно изгоняют. Образуют супружеские пары на всю жизнь. Охотятся семейными группами или небольшими стаями. Молодёжь живёт вместе с родителями и помогает в охоте, защите территории и воспитании малышей до тех пор, пока не образует свои пары и не находит собственные территории.
У шакалов нет сезонных миграций. В случае необходимости могут сменить место жительства и довольно легко приспособиться к новым условиям. В поисках пищи совершают дальние вылазки на 50-100 километров.
Среди крупных африканских птиц тоже есть домоседы и путешественники. К первым относится кафрский рогатый ворон из семейства птиц-носорогов. Его территория - от 2 до 100 квадратных километров. Патрулируя её, громко кричит. Крик похож на львиный рёв и слышен за 5 километров. Рост до 110 сантиметров, вес около 6 килограммов. Единственный в семействе хищник. Ест насекомых, лягушек, змей, ящериц, черепах, грызунов, мангустов. Любит семена и фрукты. Может поохотиться даже на кролика. Несколько птиц гонят крупную добычу к засаде, где её ждут остальные. Жертву обезвдвиживают когтями, бьют клювом, им же подбрасывают вверх и заглатывают целиком. Если нет другой еды, могут отведать падаль.
Домашняя жизнь кафрских рогатых воронов очень своеобразна. В стае - старшая доминантная пара, молодёжь и птенцы. До 10 особей. Дети помогают взрослым кормить маленьких и защищать территорию. Самка высиживает яйца в дупле, которое самец, в отличие от некоторых птиц, не замуровывает. Это даёт возможность самке время от времени покидать дупло, чтобы привести себя в порядок. Самец приносит домой еду в клюве. Обычно рождаются два птенца. Часто старший убивает младшего. Готов летать уже через три месяца. Когда дети взрослеют, из семьи просят на выход молодых самок, чтобы регулировать численность группы. Постаревшего главу семьи изгоняет его старший сын, который становится доминантным. Местные жители по поведению воронов определяют погоду - перед дождём они громко кричат по-львиному.
Грифы тоже ведут оседлый образ жизни. Нет сезонных миграций. Да и зачем? С высоты 200-500 метров и на скорости 65 километров в час можно улететь далеко и увидеть всё, что надо. Сверху грифы наблюдают не только за перемещениями хищников, когда те охотятся, но и за поведением гиен и шакалов, а также аистов марабу и других грифов. Все они падальщики. И если кто-то найдёт добычу, то другие окажутся рядом. Когда на территории, где проживают соплеменники, появляется еда, грифы, не раздумывая, летят туда. За пищу между собой не дерутся, "живую" жертву не едят. Желудки грифов способны переварить любую пищу, даже гниющую. Это настоящие санитары саванны.
Грифы относятся к семейству "ястребиных", но крупнее собратьев. Весят от 4 до 12 килограммов, рост - больше метра. За один раз могут съесть 5 килограммов мяса. Если после этого трудно взлетать, часть съеденного отрыгивают. Могут долго голодать. Грифы пьют много воды. На отдыхе купаются, принимают солнечные ванны. Каркают, как вороны. Образуют семейные пары раз и навсегда. Яйца высиживают поочередно. Тот, кто охотится, вернувшись домой, отрыгивает часть съеденного, чтобы накормить супруга и птенцов. Они начинают летать уже через три-четыре месяца после рождения.
Грифы не только однолюбы, но и способны дружить. Рассказывают, что у одного фермера жили гриф и собака. Они были очень привязаны друг к другу. Когда собака умерла, фермер отдал её тело грифу на съедение. Но тот не стал есть умершего друга и сам умер от голода через несколько дней.
Аистов марабу, как и грифов, наверное, правильнее считать не падальщиками, а санитарами саванны. После охоты хищников остаётся немало несъедобных для них остатков. Многие животные гибнут от старости и болезней. И всё это гниёт и заражает землю. А санитары доедают и подчищают. К примеру, во время Великой миграции в волнах реки Мара, разделяющей Кению и Танзанию, оказываются десятки, если не сотни, мёртвых тел антилоп гну и зебр. Кто-то захлебнулся, у кого-то не хватило сил доплыть до спасительного берега, кому-то не повезло, и его затоптали обезумевшие собратья. Как быть? Вот тут и появляются наши санитары и делают свою работу.
Марабу относятся к семейству "аистовых". Большие птицы. Рост до полутора метров, вес около 10 килограммов, размах крыльев почти три метра, а длина клюва 30 сантиметров. В полёте марабу втягивает шею, а другие аисты, наоборот, вытягивают. Под клювом у марабу большой мешок. Одни считают, что он откладывает туда остатки пищи. Другие утверждают, что это своего рода "подушка", на которую аист кладет голову во время брачных игр или отдыха. Марабу в основном ведёт кочевой образ жизни. Если еды и воды достаточно, то в одном и том же гнезде могут жить несколько поколений. В противном случае аисты меняют место жительства. Едят они яйца птиц, рептилий, рыбу, лягушек, насекомых. И, конечно, падаль. Но! Марабу - чистюля. Если добыча грязная, он сначала вымоет её и только потом съест. Самцы помогают самке высиживать яйца, вскармливать птенцов и охранять гнездо. Кстати, партнёра выбирает самка. Редкий случай!
Животные, как люди. У кого-то постоянная "охота к перемене мест", а кто-то всю жизнь живёт в "родовом гнезде". Всё зависит от характера и обстоятельств. Каждому своё! До новых встреч.
Шесть фотографий наши, остальные из коллекции Яндекс. Картинки.