Эпиграф
"Русская история самый опасный предмет на сегодняшний день". Кукаркин Е.Н.
Ну, так-то, если приглядеться, многим мешал. Очень уж мужчина был беспокойный. Передрался, буквально, со всеми, до кого мог дотянуться. И Мамай, далеко не единственный, кого Дмитрий Иванович "обидел". Куча окружающих князей периодически потирая зашибленные филеи, злобно косилась на набирающую вес первопрестольную. Нет, были и такие, кто сам мог тумаков московскому князю надавать, Тохтамыш или Ольгерд, например*.
*- вообще-то и князья неслабо огрызались, тот же Олег Рязанский.
Но, это фигуры крупные, от них завсегда неприятностей ожидать нужно было. Были и мелкие пакостники, типа двоюродного братца Вани Вельяминова или... а вот этих "или", нам летописцы не обрисовали, а может тогдашняя Служба Безопасности слухи не пропустила до широкого обсуждения. Но то, что они были, мне кажется, сомневаться не приходится. Я имею в виду других родственничков. Но сегодня не о них.
В общем, вопрос такой. Почему Великий князь отдал богу душу в возрасте хоть и не юношеском, но и не старческом. А было ему тридцать восемь лет. Не будем здесь о последствиях контузий, полученных на колчаковских фронтах Куликовом поле или о его вельми тучном теле и, вследствие этого, болезни сердца, от которой он и мог умереть. Одним словом, конспирологическую версию в студию.
Тут придётся вспомнить о взаимоотношениях Великого князя и церкви. А они, надо сказать, радужными не были. И, с церковью, как с институтом, и с отдельными персонажами, причём первого ряда, включая митрополитов. Вот смотрите, основные столпы того времени, после смерти митрополита Алексия, Сергий Радонежский**, Дионисий и Киприан. Ах, да... Пимен ещё.
**- нужно сюда ещё и племянника Сергия добавить, Феодора, но про него читающая публика знает меньше, моё мнение.
И со всеми у Дмитрия Ивановича тёрки. Как, спросит читатель, и Сергий? Он же князя на ратный подвиг благословил... Да, и Сергий. Он с Дионисием "сговоримшись." Дионисий, в обход приказа Великого князя сидеть дома и ни о каком митрополичьем престоле не думать, рванул в Константинополь, прикрывшись "поручительством" Сергия. Так что даже если Сергий всем сердцем против был, всё одно виноват. Недосмотрел! Но что-то мне подсказывает, смотрел Сергий, ой смотрел, только не туда... А всё потому, что Дмитрий Иванович восхотел своего "печатника" Митяя в сан возвести, что церковникам, как серпом по... как серпом, в общем. Должность у Митяя была немалая, что-то навроде главы Канцелярии президента, плюс куча управлений типа информационно-аналитического обеспечения. Он ещё к тому же духовником у князя был, но всё равно, ни в какие рамки не лезет ставить его митрополитом! Потому-то, все эти отцы церкви на Великого князя смотрели с нескрываемым неудовольствием. Ну, и главный антагонист, митрополит Киприан. С этим товарищем у Дмитрия Ивановича вообще ничего не сложилось. И это ещё мягко сказано. Церковь, как структура, хотела под одной митрополией объединения и литовских, и русских земель. Да и вообще, властвовать. Вот, прямая речь митрополита Киприана.
Язъ потружаюся отпадшая мѣсто приложити к митрополии и хочю укрѣпити, чтобы до вѣка такъ стояло на честь и на величьство митрополии. Князь же великий гадает двоити митрополию. Которое величьство прибудеть ему от гадкы? Хто же ли се пригадываеть ему?
А Дмитрию Ивановичу такое не упёрлось, как, кстати, и Ольгерду. Киприан упорно лез в Москву, понимая, где вся сила. Дмитрий Иванович, не менее упорно, его разворачивал в сторону Киева, обдирая до подштанников и откровенно глумясь. На что Киприан строчил Сергию слёзные послания.
Мене в ночи заточилъ нагаго и голодного. И от тоя ночи студени и нынѣча стражу. Слуги же моя — над многим и злымъ, что над ними издѣяли, отпуская их на клячах либивыхъ бе-сѣделъ во обротехъ лычных, — из города вывели ограбленыхъ и до сорочки, и до ножевъ, и до ногавиць, и сапоговъ и киверевъ не оставили на них!
Осторожно подводя к тому, что можно и ответочку получить.
елици причастни суть моему иманию, и запиранию, и бещестию, и хулению, елици на тотъ свѣтъ свѣщали, дв оудушь отдумени и неблагословении от мене, Киприана, митрополита всея Руси, и прокляти, по правиломъ святыхъ отець!
где дв оудушь отдумени - это, если расшифровать, прямо - да будут прокляты. А? Каково? Вот это накал страстей. И как после таких шифровочек должны были к князю духовные отцы относиться. А самому князю как быть? По примеру Остапа Бендера утверждать, что отсутствие бога медицинский факт, а потому все эти проклятия чушь?
Несколько дерзко для четырнадцатого века. Как историю замяли, летописцы нам не сообщают. Само рассосалось, не иначе... Дело было за два года до Куликовской битвы.
Но нас интересует время ближе к смерти Великого князя. Версия же конспирологическая, подразумевающая под собой смерть насильственную.
К 1389-у году митрополит Дионисий умер в Киеве***.
***- ещё в 1385-м.
Дедушка был старенький, сентиментальный, решил по пути в Москву завернуть к месту рождения. Но местный князь, Владимир Ольгердович, строго так спросил.
Какого лешего ты, старый пень, лезешь в митрополиты, есть же уже Киприан? И он здесь всех устраивает.
И посадил дедушку на подвал. Естественно, Дионисий из него не вышел.
Киприан сидел в Литве и "дотянуться" до Великого князя никак не мог. Да и, скорее всего, шёл другим путём. Через наследника престола Васю, которого увлёк за собой, бегущего из Орды, и обручил на дочери Витовта Софье. Так-то, формально, смерть Московского князя была бы на руку Киприану, но Дмитрий Иванович его и на пушечный выстрел бы не подпустил.****
****- причём, к тому времени, мог и буквально. Тюфяки со стен Кремля по Тохтамышу палили.
Для Сергия все эти властные игры были уже не столь интересны. Он вплотную занялся монастырями и внедрением в них "общежития". Монахи, привыкшие жить идиоритмом, отнимали у него всё время.
В общем, многие этот новомодный цинобий не приветствовали. Приходилось внедрять понуждением вкупе с личным примером. Не до князя.
Далее по списку идёт у нас Пимен, которого Дмитрий Иванович, и в Чухлому засовывал на год, подумать о растратах казённых денег и подделке документов, и с митрополии сгонял, письма писал патриарху в Константинополь с просьбами вернуть деньги обвинениями. Пользовался им, как мог. Согнал Киприана, позвал Пимена, дал Пимену пинка, призвал Дионисия. Ну какому Пимену, отставить, митрополиту такое понравится? От того-то, Пимен, чувствуя, что в Чухлому можно заехать повторно, покатил без доброго напутствия от Великого князя в тогдашнюю столицу православия. По тому, что Дмитрий Иванович отъездом был крайне недоволен,
и что низвергнутого митрополита по дороге ободрали кредиторы, можно сделать вывод, Пимен опять утащил какую-то казну, церковную, я так понимаю. Надо же было ещё в метрополии на лапу давать за нужные решения. А ещё за ним "числилась" мутная история со смертью Митяя, "назначенного" митрополитом лично Дмитрием Ивановичем, прямо у конечной точки маршрута путешествия. Единственно, Великий князь помер 19 мая, а Пимен удрал из Москвы 13 апреля и лично, физически, причинить вред никак не мог.
Вывод, никто из них доступа прямого к телу не имел, для всякого рода манипуляций с, назовём это, дикорастущими грибами и травами. Ой, забыл про племянника Сергия, Федю. Вернее, Феодора. Он же стал духовником Дмитрия Донского после смерти Митяя, а потому, был ко князю вхож. Стоп, стоп, стоп. Предвидя летящие тапки, я ничего не утверждаю! А то начнётся сейчас. Просто приведу некоторые гм... факты, известные из летописей.
Феодор, племянник Сергия. И, так же, как и Сергий, сторонник возведения на митрополию Киприана, которого, как мы помним, Великий князь на дух не переносил. В Константинополе, а поехал он туда с Пименом, свидетельствовал против Пимена*****, соответственно за Киприана.
*****- вообще, история взаимоотношений Пимена и Феодора просто огонь, надо будет отдельный текст сделать.
Ну и, после смерти Великого князя Дмитрия, (и Пимена) "привёз" Киприана в Москву.
Всё. До рождения Игнатия де Лойолы ещё сто лет. Никаких иезуитов ещё нет, поэтому ничего такого быть не могло. 😎😉 Расходимся.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С