Найти тему
Лисья жизнь

Когда у ребенка нет проблем, а у родителей есть

Возрастные нормы, как много в этом звуке для сердца мамского слилось. Нет равнодушных среди молодых мам.

Одни обкладываются нормами и стараются их соблюдать. Положено ползать в 6 месяцев, а ребенок не торопится - срочно найдут чудесного, но очень платного специалиста, и за пару дней до 7го микро-юбилея ребенок таки сделает пару загребающих движений и назначится уложившимся в норму.

Другие сразу махнут на все рукой, заявив, что эти нормы устарели вместе с педиатрами, их озвучивающими, а ребенок никому ничего не должен.

Первый подход характерен для первого столкновения с нормами, в которые ребенок смеет не уложиться. Второй - через некоторое время, когда родитель начинает подозревать чрезмерную прокустовость норм. Особенно когда доходит до норм развития речи. Речь - это вам не мышцы, интенсивный массаж тут купить куда сложнее.

Лёня, который никак не желал начать ходить ни в год, ни в 1.1, ни в 1.2.
Лёня, который никак не желал начать ходить ни в год, ни в 1.1, ни в 1.2.

Когда-то, когда мы чатом молодых мам обсуждали речевые нормы, нам всем они показались нереальными. Ну не говорят наши дети к году 10-20 слов. Были бы мы по-одиночке, наверное, каждая металась бы в панике. Но нас два десятка, не может же быть, чтоб у всех были дефективные дети! Дети, к слову, в течение минувшего ноября все стали совершеннолетними, и, насколько мне известно, с речью нормально у всех. А в год не говорили.

Устарели нормы? Наверное, мы сошлись бы на этом, но одна из нашего чата отправилась к неврологу в какое-то непривычное место. Подробностей не помню, но новый невролог оказалась пожилой, но совершенно не выгоревшей женщиной. Она никуда не торопилась, попросила ребенка раздеть, дать прийти в себя, понаблюдала за его свободными действиями... Параллельно опрашивала маму на стандартный анамнез - особенности беременности и родов, сроки появления умений. Спросила и о словарном запасе. Мама развела руками - мол, чего нет, того нет.

Невролог покивала и занялась контактом с ребенком, как-то быстро и ловко завоевав его интерес. Катали машинки, хлопали в ладоши, кормили мишку... Невролог с ребенком говорит, тот на своем птичьем как-то реагирует.

И врач параллельно игре говорит маме:

- ну вот, а вы говорите - не слов. Вот он сказал "а", а вот он сказал "тя", а вот ещё сказал "ыы"...

Так она насчитала десяток и сказала, что со стороны речи у ребенка всё согласно возрастной норме, зря мама себя накручивает. Мама перестала себя накручивать и поторопилась рассказать о визите и выводах сперва в чате, потом, в лицах, при личной встрече (оттуда я и знаю ситуацию так подробно).

В общем, нормы вречей - это нормы врачей. Они есть, но что они означают на самом деле - совершенно не очевидно, даже если ты прочитаешь об этом в шпаргалке на столе педиатра. Или в статье блоггера, отцифровавшего такую шпаргалку.

Поэтому сейчас я к нормам стараюсь относится философски, по принципу "делай, что должно, и будь, что будет". Правда, получается обычно только тогда, когда ребенок более-менее нормам соответствует :)

А вам удается не включать панику, когда что-то идёт не по плану?