Когда мы слышим имя Германа Мелвилла, то сразу же вспоминаем его роман "Моби Дик". Эпическая история об одержимой погоне капитана Ахава за неуловимым и зловещим Белым Китом, рассказанная моряком Измаилом, затмила всё, что ранее и позднее написал американский автор. Полная аллегорий и Библейских отсылок, книга сама по себе стала одним из культовых текстов мировой литературы.
Сам Мелвилл, был бы приятно удивлен успехом "Моби Дика", который стал классикой лишь спустя тридцать лет после его смерти. А вот что его, огорчило бы это то, что за колоссальным произведением массовому читателю сложно разглядеть другие работы автора и его жизнь. А в ней было достаточно неожиданных поворотов, какие вряд ли переживали его современники и коллеги.
"Китобойное судно было моим Йельским колледжем и моим Гарвардским университетом", – говорит рассказчик "Моби Дика" Измаил, и сам Мелвилл мог бы подписаться под этими словами. Потомок сразу двух благородных семей оба его деда были героями Войны за независимость США. Отец Германа свободно владел французским и много времени проводил в Европе, будучи продавцом французской галантереи. Мать, помимо английского, изучала голландский и отлично знала Библию. Как позже оказалось, семейство жило не по средствам, одалживая крупные суммы. В конце концов Мелвилл-старший задолжал огромные деньги, разорился, сломался морально, обанкротился и умер. Юность Герман Мелвилл встретил без гроша в кармане, когда сыну было всего двенадцать лет. Чтобы помочь матери, Герману пришлось устроиться работать клерком в банк.
Он вообще сменил немало профессий в юности: работал на ферме, преподавал, пока сам учился в Олбани, но из-за проблем с деньгами закончить образование ему так и не удалось. И все же в молодые годы Мелвилл уже читает классическую литературу, участвует в публичных дебатах и впервые публикуется в местной газете "Олбани микроскоп".
С 1839г. Мелвилл стал моряком: сначала служил на обычном торговом судне, курсировавшем между Нью-Йорком и Ливерпулем, а затем перебрался на китобой "Акушнет", который в будущем послужит прообразом "Пекода". В те годы китобойный промысел был рискованным, но прибыльным, моряки с "Акушнета" добывали китовый жир в Южных морях и переправляли в Америку. Впоследствии в своем знаменитом романе Мелвилл будет расписывать весь процесс охоты на китов, разделывания туш и заготовки жира с пугающей точностью.
Герман Мелвилл имел серьезные разногласия с капитаном "Акушнета", которые писатель разрешил радикально: просто сошел на берег во время стоянки на одном из Маркизских островов в Полинезии и не вернулся на корабль, а вокруг на тысячи километров был только океан. На острове же жили полинезийцы, которых американцы и европейцы в то время считали опасными дикарями-каннибалами.
Тем не менее слухи о кровожадности местных оказались ложными Мелвилл нашел с ними общий язык более того был впечатлен их миролюбием и даже мудростью. Через месяц он благополучно вернулся в лоно цивилизации на борту другого корабля. Несколько последующих лет прошли хаотично, он работал, где придется, и много путешествовал.
Именно опыт жизни с аборигенами послужил основой для первых романов Мелвилла: "Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь" (1846г.) и "Ому: повесть о приключениях в Южных морях" (1847г.). Обе книги сразу стали бестселлерами: писатель буквально взлетел к вершинам популярности, начиная с дебютного же романа.
Впрочем, уже тогда ему было неинтересно писать жанровые, строго приключенческие книги. Уже в "Тайпи" он поднимает серьезный вопрос: насколько оправданы попытки Запада цивилизовать аборигенов Южных морей и обращать их в христианство помимо воли? Не является ли их чистая, близкая к природе жизнь куда более здравой, чем американская суета? Здесь вновь проявилась двойственная натура Германа, американец по крови и по духу, он тем не менее отстранился от собственного опыта, чтобы взглянуть на дилемму цивилизация против природы объективно.
Первые романы принесли Мелвиллу славу и финансовый успех, он женился, осел в собственном поместье Эрроухэд в Массачусетсе и решительно продолжил карьеру писателя. Жена Элизабет Шоу подарила мужу четверых детей, поровну сыновей и дочерей. Но семейная жизнь была безрадостной два сына, Стэнвикс и Малькольм, умерли юными. Одна из дочерей тяжело заболела, а вторая отвернулась от отца.
Позднее был опубликован еще один роман о Южных морях, "Марди и путешествие туда", куда более сложный и аллегорический, а позже "Редбёрн: его первое странствие" и "Белый бушлат, или Мир военного корабля", где описал жизнь моряков торгового и военного флота, суровую и далекую от любой романтики. Эти романы тоже имели успех, хоть и меньший, чем дебютные.
Впрочем, автора не слишком волновало, что думает публика и уж совсем его не привлекала перспектива продолжать писать о приключениях ей на потеху. Он стремился исследовать глубины человеческой натуры, изучать вопросы природы, вселенной и смысла жизни. Поэтому в 1850г. он создал "Моби Дика", свой шедевр который признают только в 1920е годы. А в год публикации читатели совершенно не оценили роман.
Следующий роман, "Пьер, или Двусмысленности" (1852г.), обернулся еще большим провалом. Запутанная история аристократа, пародирующая традиционный роман воспитания, полная отступлений и содержащая намеки на инцест, настолько не нашла понимания у читателей, что одна из газет вышла под заголовком: "ГЕРМАН МЕЛВИЛЛ СОШЕЛ С УМА", рецензент издевательски выражал надежду, что в психиатрической лечебнице "его будут держать подальше от пера и чернильницы".
Неудачи подкосили Мелвилла, его последующие книги выходили почти незамеченными, постепенно он оставил попытки вновь добиться успеха как писатель. Начиная с 1866г. он работал на скромной, но хорошо оплачиваемой должности в таможенной службе. Необычный и горький конец карьеры и для искателя приключений, бороздившего южные моря и писателя.
Впрочем, закат литературной карьеры не значил, что он вовсе перестал писать, наоборот, всю жизнь он продолжал свои поиски смысла, отражавшиеся в творчестве. Так, после провала его романов он переквалифицировался в поэты, и, как обнаружили уже после его смерти, демонстрировал потрясающее мастерство. Мелвилл так же написал монументальную поэму "Кларел" (1876г.) о путешествии американцев в Святую землю, полную размышлений о Боге и испытаниях, каким вера подвергается в новое время. Мысли о Боге и бесконечной, непостижимой вселенной не давали ему покоя до самой смерти.
Автор продолжал писать и прозу причем высокого класса. Сто лет назад, спустя век после смерти писателя, ученый Раймонд Уивер, собиравший материалы для первой биографии Мелвилла в его архиве, случайно обнаружил в жестяной хлебнице листы это была ранее неизвестная и неоконченная повесть "Билли Бадд, фор-марсовый матрос" об идеальном человеке, гибнущем из-за зависти и клеветы. С огромным трудом Мелвилл писал ее на протяжении пяти последних лет жизни. Сейчас произведение считается большинством исследователей самым значительным его произведением после "Моби Дика".
Двойственность всегда была важной чертой Германа Мелвилла. Писатель, который не оставил после себя ни мемуаров, ни писем, настоящая загадка для потомков. "Падший патриций" из американской аристократии, образованный самоучка, он ходил под парусом, никогда не чурался самой грязной работы. Плоть от плоти западной цивилизации, Мелвилл прославлял скромных аборигенов и на страницах своей прозы пытался защитить от наступления прогресса. Искатель приключений в юности, он закончил свой путь скромным служащим.
Хватало в его жизни и других противоречий. Так, его друг Натаниэль Готорн, писатель, которому посвящен "Моби Дик", размышлял о странном отношении Мелвилла к вере в Бога: "Он не может ни верить в Бога, ни оставаться спокойным в своем неверии; и он слишком честен и смел, чтобы не пытаться совершить этот выбор". Противоречия, несовпадения с собой и миром вокруг пожирали Мелвилла: в конце жизни он страдал от нервных расстройств, много пил, иногда бил жену и вообще был настоящим тираном для своих близких. Но даже этот усталый, раздраженный и слабый человек до конца продолжал искать ответы на вечные вопросы. Существует ли Бог? В чем смысл жизни, полной страданий? Каким должен быть идеальный человек? Эти вопросы были для Мелвилла его собственным Белом Китом, и он, упрямый одержимый капитан, преследовал их неустанно всю жизнь.
Классик скончался в сентябре 1891го в бедности и забвении. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Мелвиллу исполнилось 72 года.
Друзья также хочу пригласить вас в свой Telegram канал, там я показываю повседневные моменты из жизни. А так же делюсь впечатлениями от книг в формате ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, устраиваю опросы ЧТО ПОЧИТАТЬ? И многое другое.