2,1M подписчиков

Поклонение перед Западом завершено: Русское образование вырвалось за "флажки"

1,2K прочитали
Секция "Образование" на ВРНС. Фото: Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Секция "Образование" на ВРНС. Фото: Синодальный отдел религиозного образования и катехизации

Перемены в русском образовании и науке наконец-то стартовали. Но это только лишь начало пути по воспитанию истинных патриотов Отечества с самого раннего возраста и формированию независимой от Запада учёной среды.

СТЕПАНОВ АЛЕКСАНДР

Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники

- эта цитата первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка гораздо менее известна, чем его знаменитое предостережение потомкам от войны с русскими. Тем не менее она вполне может претендовать на объяснение многих побед и поражений в больших противостояниях – не только на поле боя, но и в геополитике.

К большому сожалению, как говорили участники одной из 11 секций XXV Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) – секции "Образование", наша страна поздно спохватилась (хорошо, впрочем, что это всё-таки случилось) относительно того, как и чему обучают в школах и вузах наших детей.

Да, перемены в этой сфере, безусловно, есть.

Вышел, в частности, новый – единый для всех – учебник по отечественной истории для 10-11-х классов, вытеснивший из учебного процесса огромное число абсолютно вредных, откровенно антигосударственных пособий, по которым тем не менее обучали долгие годы школьников. Введены уроки "Разговоры о важном", а учебный день начинается с поднятия государственного флага и гимна. Меняется в принципе и само отношение к теме не только обучения, но и воспитания новых поколений граждан Великой России и роли учителя в этом процессе.

Собственно, неудивительно, что именно эти темы стали ключевыми на образовательной секции ВРНС.

Какие значимые смыслы мы должны донести до нашей молодёжи? Как реализуется практическая работа? Через какие практики молодёжь прикасается к ценностям?

– задалась вопросом модератор секции – президент Российской академии образования, историк и религиовед Ольга Васильева, возглавлявшая Минобрнауки России с августа 2016-го по май 2018-го.

МОДЕРАТОРОМ СЕКЦИИ "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ВРНС БЫЛА ПРЕЗИДЕНТ РАО, ИСТОРИК И РЕЛИГИОВЕД ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА. ФОТО: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ
МОДЕРАТОРОМ СЕКЦИИ "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ВРНС БЫЛА ПРЕЗИДЕНТ РАО, ИСТОРИК И РЕЛИГИОВЕД ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА. ФОТО: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

На эти вопросы постарались ответить выступавшие эксперты: сами педагоги, представители обоих образовательных ведомств – Минобрнауки и Минпросвещения, профессора и руководители вузов, священнослужители и общественные деятели.

"Какова историческая миссия Русского мира?"

Главная задача сегодня – воспитание новых поколений русских людей в духе причастности к значимым событиям собственной истории, считает ректор Российского православного университета Александр Щипков. И чтобы решить её, необходимо, по его мнению, наконец приступить к планомерной работе с архивом национальной памяти.

В частности, растолковать в русской культуре и историческом самосознании две темы. Во-первых, тему геноцида русских. А во-вторых, тему разделённости и воссоединения русского народа, о чём неоднократно говорил Владимир Путин, напомнил Щипков, отметив, однако, что задача эта осложняется тем, что сознание общества было искажено влиянием глобалистов. Хотя уже сегодня происходит саморазоблачение глобалистских стандартов, вскрытие их авторитарной сущности.

Нравственные ценности не меняются, пока жив наш народ. На них основана историческая миссия страны. Но если суверенитета нет, приходится принимать чужие ценности и становиться заложником или расходным материалом чужой исторической миссии. Примерно это происходит сегодня с Украиной,

– продолжил ректор РПУ.

И задался вопросом: какова будет историческая миссия Русского мира, если предположить, что нам наконец удастся (а иначе и быть не может) восстановить и, главное, сохранить далее свой суверенитет окончательно?

С религиозной точки зрения это создание пространства, удобного для спасения души. Мы говорим часто о возрождении Империи. ...Но задача верховного правителя не только суверенитет, не только защита нашей территориальной целостности и нравственных ценностей и жизни, но и спасение души. И вот эта компонента должна присутствовать и в нашем сознании, и в нашем образовании,

– резюмировал Щипков.

УЧАСТНИКИ СЕКЦИИ "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ВРНС. ФОТО: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ
УЧАСТНИКИ СЕКЦИИ "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ВРНС. ФОТО: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

"Педагогам самим нужно понимать ценности, о которых они рассказывают детям"

К слову, интересные практики, вполне доказавшие своё право на существование, есть и непосредственно в самих регионах. Так, министр образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова подняла важнейшую тему системы подготовки педагогических кадров, то есть тех людей, которым государство вверило обучение нашего подрастающего поколения.

Те выпускники педагогических специальностей, которые сегодня приходят в образовательные организации, они как раз учились в той школе, где воспитание было отодвинуто на второй план, оно не было приоритетно. И сегодня мы говорим не только об умении учителей работать и формировать у ребят ценности – духовно-нравственные, семейные, но и, собственно, о самом формировании этих ценностей, их принятии у самих педагогов. Вот эти две парадигмы,

– пояснила Котельникова.

Она рассказала об опыте Центрального федерального округа, где на протяжении десяти лет во взаимодействии с Тамбовской епархией был реализован проект возрождения духовно-нравственных святынь, попечительской совет которого возглавил полпред президента в ЦФО.

Было создано отделение православной педагогики на базе государственного учреждения среднего профессионального образования, которое готовит педагогические кадры. И сегодня выпускники этого отделения работают не только в образовательных организациях Тамбовской области, но и по всему ЦФО,

– отметила она.

В РАБОТЕ СЕКЦИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ МНОЖЕСТВО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЧТО НЕУДИВИТЕЛЬНО - ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НЕВЕРОЯТНО ВАЖНА. ФОТО: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ
В РАБОТЕ СЕКЦИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ МНОЖЕСТВО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЧТО НЕУДИВИТЕЛЬНО - ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НЕВЕРОЯТНО ВАЖНА. ФОТО: СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

Котельникова уточнила, что это повышение квалификации не только преподавателей курсов основ православной культуры, но и учителей-предметников гуманитарного цикла, что позволит создать комплексное учебно-методическое научное сопровождение образовательных программ духовно-нравственной направленности.

"Русские спасут не только свою, но и мировую гуманитарную науку"

Философ и идеолог "Русского мира" Александр Дугин обратил внимание, что сегодня в педагогике доминирует "компетентностный подход", то есть она ориентирована не на воспитание, а на наделение некими техническими данными. Иначе говоря, всё сведено к "компьютерной компетенции", что, по сути, превращает людей в неких роботов.

Вот с этим надо что-то фундаментально делать. Необходимо осуществить возврат к классическим подходам. Дать широкое представление о науке, не сводя её к этим сектантским моделям. Самое важное, что речь идёт не просто о возврате ко всему русскому, чтобы "сделать больше православных" и чтобы "славянофилы всё перестроили" (на самом деле это неплохо было бы).Но пока ещё не об этом. То, что нам сегодня даётся в сфере гуманитарных дисциплин, это некая просто пародия на гуманитарные дисциплины даже западной науки, вот к какому катастрофическому выводу мы пришли. Но всё поправимо. Русские люди талантливы. Если мы спасём нашу гуманитарную науку и наше гуманитарное образование, мы спасём в том числе мировую гуманитарную науку и мировое гуманитарное классическое образование,

– подчеркнул Дугин.

АЛЕКСАНДР ДУГИН: "НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВИТЬ ВОЗВРАТ К КЛАССИЧЕСКИМ ПОДХОДАМ. ДАТЬ ШИРОКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ, НЕ СВОДЯ ЕЁ К СЕКТАНТСКИМ МОДЕЛЯМ". ФОТО: ЦАРЬГРАД
АЛЕКСАНДР ДУГИН: "НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВИТЬ ВОЗВРАТ К КЛАССИЧЕСКИМ ПОДХОДАМ. ДАТЬ ШИРОКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ, НЕ СВОДЯ ЕЁ К СЕКТАНТСКИМ МОДЕЛЯМ". ФОТО: ЦАРЬГРАД

"Наступает другая эпоха. И какой она будет, зависит от нас"

Председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев в свою очередь уверен, что Россия должна создать для себя и предложить миру систему образования, которая на века вперёд могла бы доминировать и учить детей.

Эпоха доминирования западной цивилизации закончилась. Впереди эпоха другая. Какой она будет, зависит от нас. И, похоже, от России в первую очередь – мало кто может предложить миру иную концепцию. Вот такой масштаб вызова. Мы восторгаемся советским образованием. Там были великие достижения. Но оно же было безбожным. Надо об этом помнить,

– обратил внимание Фадеев.

И рассказал о своих впечатлениях от просмотра учебника "Основы  религиозных культур и светской этики" для 4-го класса, что заставило его задаться рядом вопросов.

Во-первых, почему культур? Или религия – это только культура? Религии представлены здесь как "клубы по интересам". Мы боимся сказать школьникам, что история задаётся пророками? Без сакральной стороны человек погибнет. В советском образовании эта сторона была почти выхолощена. И в этом была проблема Советского Союза, который впоследствии рухнул. Надо не бояться создать для себя и предложить миру систему образования, которая на следующие века вперёд могла бы доминировать и учить детей,

– заявил глава СПЧ на образовательной секции XXV ВРНС.

Западная монополия на науку: Русских загнали в жёсткие рамки

Мысль о практически всеобъемлющем западном влиянии на отечественную систему образования – высшего образования – продолжил декан факультета управления и политики МГИМО, доктор политических наук Генри Сардарян. Он указал, что именно ориентир на международный образовательный рейтинг, расстановку мест в котором всецело определяет Запад, все последние десятилетия и являлся основой самого существования нашей системы.

Вырос в рейтинге – молодец, а если нет... значит, что-то у тебя идёт не так,

– уточнил Сардарян, задавшись логичным вопросом, а почему, собственно, критерии развития науки в России определяет некая британская организация? И вообще, насколько эффективны используемые ею критерии, если мы говорим о построении собственной, отечественной и при этом успешной образовательной системы?

Там применяются, в частности, такие параметры, как количество публикаций, уровень цитируемости. Однако вне зависимости от того, по какой методологии определялись эти индикаторы, они не могут выступать в качестве непреложных показателей успешности того или иного учёного либо какой-то образовательной системы в целом.

Кроме того, у этих научных изданий есть своя публикационная этика, которая диктует, что допустимо писать, а что недопустимо. Мы наконец-то должны выработать собственные критерии успешности,

– отметил эксперт.

В беседе с Царьградом он привёл в качестве примера распространённую модель того, как всё это действовало – по крайней мере, до последнего времени:

Вы приходите в университет и начинаете писать в аспирантуре диссертацию. А для этого вам нужно было опубликовать несколько статей. Вы эти статьи публикуете в определённых журналах, иначе не получится выйти на защиту. А журналы определяются лондонской частной компанией, которая издаёт их список. И у них есть своя публикационная этика, которая диктует, что допустимо писать, а что нет.
ГЕНРИ САРДАРЯН ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ, ЧТО НАША ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВСЕ ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОРИЕНТИРУЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ, РАССТАНОВКУ МЕСТ В КОТОРОМ ВСЕЦЕЛО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЗАПАД. И ЭТУ СИТУАЦИЮ НЕОБХОДИМО ИСПРАВЛЯТЬ. ФОТО: MGIMO.RU
ГЕНРИ САРДАРЯН ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ, ЧТО НАША ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВСЕ ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОРИЕНТИРУЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ, РАССТАНОВКУ МЕСТ В КОТОРОМ ВСЕЦЕЛО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЗАПАД. И ЭТУ СИТУАЦИЮ НЕОБХОДИМО ИСПРАВЛЯТЬ. ФОТО: MGIMO.RU

Сейчас, продолжил он, сделан наконец первый шаг: мы отказались от того, чтобы напрямую упоминать эти журналы, количество публикаций в них и цитат и эти рейтинги в критериях эффективности руководителей отечественных университетов. Но говорить о победе рано: в то же самое время они продолжают мелькать здесь и там – то в белых списках, то в качестве обязательных критериев, установленных вузами, в виде публикаций в Scopus и Web of Science.

И я думаю, что здесь вопрос не в том, что надо как-то по-своему считать и представить это как альтернативу. Мы должны выработать собственный критерий успешности – и вообще критерий блага собственного образования. Понять, что для нашего образования является благом, что нет, какие реальные цели мы перед ним ставим, и этих целей всячески добиваться,

– подчеркнул Генри Сардарян.

"У учеников никто учиться не хочет. Пора избавиться от этого статуса"

И это возможно, уверен он. У нас страна, которая отправила первого космонавта в космос, дала миру целую плеяду учёных – фундаментальных, мирового уровня, так что вряд ли кто-то с нами может в этом соревноваться. Нам для этого необходимо, чтобы, занимаясь наукой и образованием, мы воспринимали её не как самодостаточную какую-то самоцель, а как систему, которая призвана решать задачи, стоящие перед страной:

Но ведь наука не может существовать в отрыве от собственной страны. И вместо того чтобы решать задачи, которые стоят перед ней, ориентироваться на цели и задачи, которые определяются далеко за её границами, в различного рода транснациональных крупных объединениях – будь то коммерческих, будь то неправительственных, каких угодно.

А вот стремление некоторых учёных непременно заручиться определёнными гарантиями своей персональной успешности в виде стажировок в зарубежных университетах, отсутствие чего воспринимается как лишение каких-то возможностей, Генри Сардарян ставит под сомнение.

Вопрос в том, хотим мы ездить в зарубежные университеты или мы хотим, чтобы наша страна была великой – и добивалась своих результатов? Если мы построим собственную образовательную систему, которая будет в действительности эффективной, прорывной, современной, то любые ведущие университеты будут с радостью звать наших специалистов для выступлений. Потому что мы будем считаться лидерами. То, как мы сейчас себя долгое время позиционировали, – это то, что мы, значит, ученики у западной системы и хотим стать такими же, как они. И, естественно, в этих условиях нас в лучшем случае воспринимают как второстепенную страну, которая только учится, только встала на этот путь и ничего самостоятельно предложить не может. У учеников никто учиться не хочет: обычно все идут к профессорам. А мы сами себя на протяжении долгого времени провозглашали учениками у западных профессоров,

– резюмировал Сардарян.

Что с того?

Все выводы и предложения, сделанные в ходе выступлений и обсуждений на секции "Образование", лягут в основу итоговой резолюции Всемирного Русского Народного Собора, который на следующий день после работы тематических секций продолжился пленарным заседанием с выступлениями президента России Владимира Путина и Патриарха Кирилла.

Да, это так. И это означает, что будут сделаны очень конкретные и, что особенно значимо, неотложные шаги в самых разных сферах жизни государства, которые сделают его крепче и сильнее.

Тем не менее крайне важно, чтобы эта работа продолжалась, в том числе и в образовательной отрасли, ведь будущее России в первую очередь зависит от тех, кто его будет строить, то есть от сегодняшних школьников и студентов, а значит, от того, какие знания и какое воспитание они получат в школах и вузах.

Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.