Десять секунд – это много или мало? Смотря кто пишет сценарий этих мгновений. Если хоккеисты, то это маленькая жизнь, за которую может произойти что угодно – разгром и опустошение, чудо и счастье. Бывали случаи, когда хоккеисты за десять секунд до конца матча отыгрывали две шайбы, вырывая у соперников победу. Таков хоккей. Красивая, непредсказуемая игра.
Тридцатилетний хоккеист Константин Бабич полюбил хоккей еще в детстве. Сейчас за его плечами матчи городского, районного и республиканского уровня. А еще Сибирская хоккейная лига, Ночная хоккейная лига и первое в истории нашей страны хоккейное реалити-шоу «Хочу в Сибирь».
Любишь кататься - люби и лёд чистить
Хоккейный путь Бабича начался на той хоккейной коробке, которая сейчас существует лишь в добрых воспоминаниях жителей Мирного (Якутия) да на фотографиях.
Шестилетнего Костю в секцию хоккея привела мама. Мальчик учился кататься на двухполозных коньках с закругленными носами, которые с помощью веревочек крепились к валенкам. Много падал и любовью к хоккею совсем не проникся.
Судьба вернула Костю на лед через год. Он пришел вслед за старшим братом, который играл в хоккей. Поначалу Костя просто помогал убирать со льда снег и смотрел, как играют другие ребята, но потом вновь сам надел коньки. Потихоньку начало что-то получаться. «Костян сегодня играет за нас!» - услышал однажды Бабич, когда ребята после тренировки традиционно делились на две команды. После этого мыслей о том, чтобы бросить хоккей, у него больше не появлялось.
- У нас было большое желание играть, - вспоминает Константин. – Тренировки обычно прекращались, когда температура опускалась до -30. Но самые жаждущие звонили тренеру и спрашивали: «А можно мы все равно придем?». Он говорил: «Да, конечно». Мы знали, что нам надо будет почистить лед скребками. Потому что по-другому покататься просто не получится. А если лед убитый, то его еще и залить нужно будет. Мы это знали, но все равно шли.
- Как в то время обстояли дела с формой, экипировкой?
- Экипировка была, но не такая, как сейчас. У вратарей краги такие здоровенные были. И щитки из конского волоса, которые намокали и становились потом неподъемными – килограмм по 30 каждый. Форма переходила от старших к младшим. Тренировки у нас были каждый день. И если ты хоть на одну не пришел, то всё – баул твой растаскали. Говоришь: «Где форма?». Отвечают: «А мы думали ты всё, завязал».
Между мальчишками регулярно проводились «Золотые шайбы». Нередко доводилось поиграть против ребят постарше.
А в 13 лет Костя уже попал в команду к взрослым – в сборную города.
- Константин, что чувствует хоккеист, когда болеют не за него, а против?
- Когда только начинаешь играть, когда психика еще неокрепшая, это может как-то влиять. Отвлекаешься. Даже может немного начать потряхивать. Но со временем это уходит. Ты выходишь на лед и концентрируешься на том, что тебе надо выиграть. Даже смеешься уже, если кто-то что-то кричит тебе.
Якутская тройка
Окончив школу, Константин уехал в Новосибирск, где поступил на экономиста. Изучал налоги и налогообложение. По профессии не проработал ни дня. Зато много играл в хоккей. Уезжая в Новосибирск, Бабич взял с собой самое важное - свой хоккейный баул. Не знал, где именно будет играть. Но знал, что точно будет.
- В Новосибирске в 2012-2015 годах произошел настоящий хоккейный бум. В хоккей там играют все: взрослые и дети, мужчины и женщины, любители и профессионалы. Любительских команд порядка двухсот.
Отыграв сезон в любительской команде, Бабич завязал с хоккеем на два года. Это был самый большой в его жизни промежуток без любимой игры. Но на гвоздь коньки он не повесил. После перерыва пошел в команду «Викинги», где стал лучшим бомбардиром.
А потом играл за «Антрацит», с которым дважды выходил в финал Сибирской хоккейной лиги.
- Оба раза были очень длинные сезоны – около 50 игр. Плюс плей-офф. Длилось все это с сентября по июнь. Были очень интересные зарубы в каждом финале, но оба раза итог - серебро. И в такие моменты ты максимально опустошен эмоционально. Просто сидишь и смотришь в потолок. Всё, ты проиграл. Прошел сезон, всё было отлично, но ты проиграл. Нужна неделя минимум, чтобы это переварить.
В «Антраците» Бабич входил в якутскую тройку нападения, где помимо него были Максим Лапшаков из Мирного и Борис Барышев из Нерюнгри.
Однажды капитану «Антрацита» позвонили из Казахстана. Команда оттуда искала усиление на финальные игры своего внутреннего турнира. «Мы бы взяли вашу первую пятерку», - сказал представитель команды из Казахстана, посмотрев на «Антрацит» в деле. Стороны обговорили условия и хоккеисты отправились в Казахстан.
- Встретили нас там душевно, по-братски, - вспоминает Константин. – Мы сыграли там четвертьфинал, полуфинал и финал. Всех выиграли. Порадовались, банкет и домой. Будто немного побыли в роли профессиональных хоккеистов. Это было прикольное чувство.
Хочу в Сибирь
В 2017 году хоккейный клуб «Сибирь» (г. Новосибирск) объявил о запуске первого в истории нашей страны хоккейного реалити-шоу «Хочу в Сибирь». На кону был однодневный контракт с клубом. На кастинг пришла не одна сотня хоккеистов-любителей. А отобрали из них лишь тридцать человек. Вскоре Мирный облетела новость: в эту тридцатку попал наш – мирнинский – парень.
Участников в проект выбирали ветеран новосибирского хоккея Виталий Стаин и экс-капитан «Сибири» Сергей Климович. Они смотрели на катание, владение клюшкой и прочие параметры. Константину понадобилась всего пара упражнений, чтобы услышать: «Достаточно, ты проходишь».
После двух тренировок из проекта отсеялись сразу 18 хоккеистов. А оставшиеся теперь держали ответ не каждый за себя, а были командой, подтверждающей свое право носить именные свитера с символикой «Сибири», которые им вручил лично главный тренер клуба Павел Зубов.
И вот перед двенадцатью оставшимися в проекте счастливчиками Эдуард Рабе – тренер ХК «Сибирь» по физподготовке. Он погонял ребят вверх-вниз по ступенькам, научил интересному парному упражнению с прогибом, а потом сказал: «У нас в «Сибири» есть такое понятие как "наш пресс"». И тут начались упражнения на пресс.
«Так мы отдыхаем, получаем удовольствие», - сказал Рабе ребятам, переходящим из планки на локтях в планку на вытянутых руках и обратно. С хоккеистов капал пот. «Ну что, продолжаем по "Сибири"?», - спросил тренер. Упорные ребята закричали: «Да!». И Рабе вручил им для дальнейших упражнений пятнадцатикилограммовые «блины».
- Это было очень тяжело, - вспоминает Бабич. – И это с учетом того, что в то время на протяжении трех лет у меня в неделю было минимум четыре тренировки на льду и минимум две в зале. Тренер «Сибири» за час просто вымотал нас. В тот момент я понял, какая пропасть между любителем, даже если он тренируется постоянно, и профессионалом.
В рамках проекта команда «Хочу в Сибирь» сыграла два матча. Их соперником стал…«Антрацит».
- В первую игру они просто разгромили нас, - рассказывает Константин. – 7:2, насколько помню, был счет. Команда проекта тогда только образовалась. Еще никто не знал, кто что должен делает, кто куда должен бежать. А вот во вторую игру, после всех тренировок и сплочения, мы уже прилично побились, но тоже проиграли – в одну шайбу.
- Эти матчи были ценны для вас с точки зрения хоккейного опыта?
- Я получил там важный багаж знаний. Климович – легенда новосибирского и в целом российского хоккея. Поиграл в НХЛ в свое время. И он подсказал нам очень много хоккейный тонкостей, мелочей, которые я теперь использую на поле.
А еще эти матчи запомнились участникам проекта знаменитой кричалкой «Славься, Сибирь!», которая в этот прозвучала из уст примерно тысячи болельщиков клуба в их честь. До мурашек.
Победителя проекта определяли путем зрительского смс-голосования. Константин Бабич занял третье место.
И пусть главный приз Константин не получил, огорчаться причин не было. Ведь тройку финалистов пригласили поучаствовать вместе с «Сибирью» в мастер-шоу на Дне болельщика. Бабич бил буллит самому Александру Салаку – основному вратарю «Сибири» на тот момент.
- Потряхивало немножко, - вспоминает Константин. – Смотришь на трибуну за лавками, а она заполнена. Примерно пять тысяч человек в День болельщика было. Все кричат, поддерживают тебя. Просто бомба. И сами игроки «Сибири» нас поддерживали. Мы побыли с ними в раздевалке, пообщались, потом вышли на лед. Еще тогда приехал Владимир Тарасенко. Он на тот момент уже играл в НХЛ, в «Сент-Луис Блюз». Огромного масштаба хоккейная звезда. У нас была возможность примерно час поговорить с ним, позадавать интересующие вопросы. Эта беседа мне запомнилась особенно.
В кроссовках и с клюшкой
Вернувшись в Мирный, Константин Бабич продолжил тренироваться в новосибирском ритме. И привлек к этому мирнинскую хоккейную молодежь.
- Первый год после Новосибирска для меня здесь был очень сложным, - делится Константин. – Здесь лед на три летних месяца закрывается. В Новосибирске я без льда не проводил дольше недели. Поэтому здесь эти три месяца жестко выбивали меня из колеи. Потом мы придумали вот что. На Верхнем поселке есть старый корт. Мы поставили ворота, заказали мячи для флорбола, утяжелили их и вот уже второе лето все желающие от мала до велика собираются там, чтобы поиграть. В кроссовках и с хоккейными клюшками. Первый год не так много народу было, но со временем подтянулись люди. И теперь там такие баталии бывают, что мы уже шутим – мол, пора просить спорткомитет организовать для нас турнир по этому виду спорта.
Сейчас в Мирном проходит Открытое районное первенство по хоккею. Константин Бабич занял в нем место не только в одной из команд, но и на тренерской скамейке.
Его подопечные – команда «Медведи», образовавшаяся всего пять лет назад. «Медведи» к своему тренеру относятся с уважением и зовут его не иначе как Константином Сергеевичем.
- Когда я вернулся на Север, Алексей Самойлов уже тренировал «Медведей», - рассказывает Бабич. - Я увидел, как ребята горят хоккеем, и предложил свою помощь тоже. Пришел к «Медведям» на тренировку да так и остался с ними до сих пор. Некоторые из них впервые встали на коньки во взрослом возрасте, когда пришли в команду. И мы поначалу относились к ним, как к детям. Давали упражнения, с которых начинают дети. Учили кататься, владеть клюшками. И за пять лет они очень выросли. Молодцы.
- Вы не думали о том, чтобы работать тренером?
- Бывают такие мысли. Я прошел курсы профпереподготовки, получил диплом тренера-преподавателя. В Новосибирске я какое-то время работал в частной хоккейной школе, тренировал команду. Здесь тренирую «Медведей». Я не исключаю такой вариант, что когда-нибудь буду работать тренером. Посмотрим.
После возвращения из Новосибирска Бабич уже дважды сыграл в финальном этапе Ночной хоккейной лиги в составе команды «ЯкутскЭнерго-М».
- Финальный этап проходит в Сочи, - рассказывает Константин. – И там в эту неделю настоящий праздник хоккея. Живем в отеле, где одни хоккеисты, все говорят только о хоккее. Все дружелюбные, атмосфера такая положительная. И с утра до вечера игры. Очень прикольно. На финальный этап съезжаются лучшие любительские команды со всех регионов. Крупных счетов не бывает, каждая игра – это война на льду. Все хотят победить, хотя в том дивизионе, где играю я, приза как такового и нет. Например, в дивизионе «40+» победившая команда получает сертификат на строительство стадиона на крупную сумму. А в нашем дивизионе ты получаешь лишь почет и уважение (улыбается). Но команды все равно рубятся до конца.
Шахматы на льду
- Константин, у вас не возникает иногда мыслей о том, что сложись ваша жизнь несколько иначе, вы могли бы стать профессиональным хоккеистом?
- Я не то что прям жалею о чем-то, но иногда думаю, что если б была возможность уехать в спортивную школу, попробовать свои силы на профессиональном уровне, то, возможно, что-нибудь получилось бы. Такие мысли стали появляться только когда уже повзрослел и начал понимать, что можно было попробовать. В таких случаях большую роль играет заинтересованность родителей. Если родители видят, что ребенок много времени уделяет хоккею, живет им, то, я думаю, стоит дать ему шанс. Может, что-то получится.
Константин с детства болеет за «Детройт Ред Уингз». Как и многие мальчишки, он мечтал играть в такой хоккей, каким славилась в свое время легендарная русская пятерка – Константинов, Фетисов, Ларионов, Федоров и Козлов.
- Если говорить о моих кумирах, то это Игорь Ларионов и Павел Дацюк, которого в НХЛ прозвали Волшебником. Они оба центральные нападающие. Очень умные, отлично играют как в зоне атаки, так и в зоне обороны.
Павел Дацюк никогда не придерживался жесткого стиля игры. Сложно припомнить какие-то потасовки с его участием. Всё за счет интеллекта, владения клюшкой и шайбой. Константин Бабич исповедует похожий хоккей. Провокации, драки – не его стиль.
- Константин, в какие моменты, грубость на льду, на ваш взгляд, может быть оправдана?
- Владимир Николаевич (тренер Константина в Мирном – прим. авт.) всегда говорил нам так: если тебя выводят на эмоции, если против тебя играют грубо – забей гол. Выиграй игру. Этим ты докажешь всё. Ну а грубость… Думаю, она оправдана в ответ на прям жесткую грубость. Но чтоб я сам побежал и первым ударил кого-то в затылок или толкнул на борт, такого я себе не представляю. Но если на моем партнере жестко нарушат правила, тут уже я думать не буду.
- Вы сбавляете обороты, если против вас играет команда, которая очевидно слабее?
- Мы это называем игрой в поддавки. Я так не умею. Всегда играю на полную. Есть шанс забросить – заброшу.
- Для вас имеет значение масштаб турнира, в котором вы играете?
- Нет. Я всегда одинаково хочу выиграть. И во дворе, и на тренировке, и на соревнованиях. Никакой разницы. Если выходишь на лед – надо выигрывать.
- А стоит ли биться, если времени на то, чтобы отыграться, уже точно не хватит?
- Проиграть тоже можно по-разному. Можно в борьбе. А можно, как тряпка, опустить руки, начать психовать, нервничать, исполнять. В хоккее и за очень короткое время порой можно отыграться. Это такая игра, что стоит только чуть дать слабину и тебе напихают. Нужно играть до конца, никогда не сдаваться. Это самое главное.
- Вы когда-нибудь пробовали играть на позиции вратаря?
- Я за свою хоккейную жизнь успел побывать на всех позициях. Играл и в воротах. В том числе у «Медведей» на тренировках, пока у них не было вратаря. Быть вратарем – это очень тяжело. Это самое тяжелое, что есть в хоккее. Не зря говорят, что вратарь – это полкоманды. Большая ответственность, нужно быть психологически очень устойчивым, понимать очень много разных технических моментов.
- Вратари не похожи на полевых игроков или это ошибочное впечатление?
- Это на сто процентов так. У вратарей свой мир. Они по-своему настраиваются на игру, по-своему видят ее.
- В Мирном нет тренера вратарей, это создает хоккеистам какие-то сложности?
- Огромные сложности создает. Неправильно, когда вратарей тренирует полевой игрок. Он не может дать им тех знаний, умений, тонкостей, которые вратарям очень нужны.
- Константин, расскажите, пожалуйста, о вашем самом значимом хоккейном достижении за последние годы.
- В 2021 году мы стали чемпионами Якутии, привезли кубок в Мирнинский район. Чего не было порядка тридцати лет. Это были очень сильные эмоции.
Фотографии предоставлены Константином Бабичем, размещены не в коммерческих целях