Найти тему
Welcome-Belarus.RU

На Брестском полигоне, без карт и патронов

В 60-ые годы прошлого века, когда массово издавались сборники мемуаров, командиры РККА вспоминали внезапные учения, которые были назначены на утро 22 июня 1941 года на брестском  артиллерийском полигоне. Брестский полигон, расположен неподалеку от Романовских хуторов был в пешей доступности и от крепости и от Южного городка, где размещалась 22-ая танковая дивизия.

Серьезный недостаток Брестского полигона

Но недостаток у него был достаточно серьезный. Полигон был расположен в нескольких километрах от государственной границы, и немецкие разведчики не могли себе отказать в наблюдательности, установив огромные вышки с полным набором оптической и звукоулавливающей аппаратуры.

Срочные учения на Брестском полигоне

Данный полигон обустраивался во времена Второй Польской республики, когда Брест-над-Бугом был городом не пограничным, а тыловым.  Руководство 4-ой армии РККА несколько раз ставило вопрос о переносе полигона на безопасное расстояние и в апреле 1941 года начали оборудование нового полигона в районе Жабинки. Летом на нем уже проводили учения, в том числе и крупные с участием стрелковых и артиллерийских полков. Последнее предвоенное учение закончилось  в 17.00 21 июня 1941 года с участием частей 28-го стрелкового корпуса.

Большинство штабных работников  28-го стрелкового корпуса также располагались на полигоне в щитовых домиках и землянках. В 17.30 командир 28-го корпуса генерал-майор Попов приказал 22-го июня с рассветом выезжать на пяти грузовых автомобилях и одном автобусе, на артиллерийский полигон. Существовала практически  прямая дорога к границе от одного полигона к другому. Её в 1941 году сделали более комфортной для езды бойцы специального дорожного батальона НКВД. Она шла через деревни Бульково, Франополь и весь путь занимал не более часа.

-2

Новые машины было приказано доставить на полигон

Вывод боеготовых частей из Брестской крепости  за день до войны

Штабные работники были удивлены, так как ранее этих учений не значилось в планах. Так же были удивлены и в штабе 6-ой стрелковой дивизии, когда из штаба армии пришло указание перебросить 21-го июня на Брестский артиллерийский полигон:

  • две саперные роты;
  • роту связи;
  • три пулеметные роты 125-го стрелкового полка;
  • два дивизиона 131-го легко-артиллерийского полка.

Из 22-ой танковой дивизии на полигон отправляли две учебных танковых роты с лучшими машинами и механиками-водителями. Танки для этих рот собирали с двух танковых полков. Кроме того на полигон отправлялась сборная мотострелковая рота, которая сопровождала новинки советской промышленности, который только в начале июня 1941 года прибыли в дивизию. Это были бензозаправщик с фильтром ЗИС-6 и автокран АК-3.

-3

Ворошиловец был идеальной машиной для сопровождения танковых колонн

Такие машины имелись в единственном экземпляре во всём 14-ом механизированном корпусе. Также сюда прибыли и три артиллерийских тягача «Ворошиловец». Они были получены из Харькова только 17-го июня и были предметом постоянной опеки  помпотеха 22-ой танковой дивизии военинженера 2-го ранга Ефима Черткова. Эти мощные машины можно было использовать как надежные  и быстроходные тягачи, для тяжелой артиллерии, они также идеально подходили в качестве машин сопровождения танковой колонны, так как были способны  не отставать от боевой техники, а также вытаскивать танки Т-26 на раскисших грунтовых дорогах.

В танковой дивизии даже говорили, что на полигоне состоятся секретные учения и якобы с Киевского военного округа по железной дороге прибыли пять новых танков КВ, которые после учений останутся в дивизии. Даже называли точную станцию расположенную недалеко от полигона, где эти танки уже кто-то видел. Кроме того на артиллерийский полигон от 6 стрелковой дивизии выезжало сразу два командира полка:  131-го легко-артиллерийского майор Борис Губанов и 84-го стрелкового  полка майор Семен Дородных. Именно здесь служил переведенный с большим понижением  с должности военного комиссара 23-й Харьковской ордена Ленина Краснознаменной дивизии в марте 1941 года полковой комиссар Ефим Фомин. Полковой комиссар стал самым большим по званию командиром из тех, кто оборонял крепость.

-4

Бойцы надеялись, что новые тяжелые танки уже в Бресте

На учения без патронов и карт

По разговору в штабе командиры 125-го полка поняли, что на  учениях должны будут присутствовать высшее командование не только стрелкового корпуса и армии, но генералы из штаба округа и даже наркомата обороны. На полигон даже была переброшена комендантская полурота  охраны штаба армии, единственное подразделение в 4-ой армии РККА полностью вооруженное автоматическим оружием.

Но по странной случайности пулеметные роты и артиллерийские батареи сдали на склады свой боекомплект и топографические карты окрестностей по приказу командира дивизии. Командирам пулеметных рот, которые не понимали, почему они должны были ехать на учения и стрельбы без патронов, предлагалось 23 июня прислать в крепость  машину и получить по 3000 патронов на роту. Артиллеристы тоже выехали без снарядов. За снарядами предлагалось приехать тоже в понедельник. Учения и стрельбы планировались очень странные, вроде как с участием высшего командования, но без боеприпасов.

-5

Немцы готовились к переправе, а советских командиров отпустили в город

Мало того, после того, как роты и батареи были выведены на полигон, командирам разрешили провести субботний вечер дома в Бресте, сходить в кино и ночевать с семьей. Это объявил майор Семен Дородный, с лицом человека, не понимающего происходящее. Указание было от политотдела штаба армии, к которому командиры старались прислушиваться…

Читайте также

Смотрите также

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Брест
66 тыс интересуются